"Оскар" в начале 2024-го года ожидается очень тяжеловесным и гротескным: в отличие от предыдущих трёх церемоний, на новой ожидается нехилая конкуренция между очень сильными проектами, а сегодня невозможно предсказать даже одну конкретную победу. Кинематограф в 2023-м крайне сильно побаловал зрителей качественными работами, будь то массовыми блокбастерами, авторскими драмами или фестивальными артхаусами. Но в шорт-лист грядущего "Оскара-2024", тем не менее, не попали очень многие качественные, стоящие киноленты ушедшего года, которые киноакадемия либо отметила в одной маленькой номинации, либо не отметила ни в какой вовсе. Так что же это за недооценённые проекты, которые уж точно заслужили пристальное внимание к своим историям? В этой статье речь пойдёт как раз о них. Приятного прочтения!
1. «Стальная хватка»
Первый «массовый» проект А24 за долгие несколько лет, в котором отсутствует привычный для студии глубокий символизм или артхаусное повествование. Тем не менее, Шон Дуркин представил публике настоящую проникновенную трагедию древнегреческого масштаба, разрывающую привычные для жанра шаблоны. А как же в ленте был хорош Зак Эфрон, доказавший, что способен на сильные драматические роли, полноценно отойдя от типичных для своего образа комедийных амплуа. Один из самых сильных фильмов ушедшего года, впридачу с отличной драматургией, невероятным нарративом и блестяще раскрытыми персонажами, проигнорированный сразу всеми крупными церемониями
2. «Все страхи Бо»
На повестке обсуждения снова встали А24: только в отличие от «Стальной хватки», «Бо боится» - самый авторский и жанровый фильм для студии за последние несколько лет. Ари Астер срежиссировал невероятно поэтическую и визуально прекрасную одиссею, где место нашлось и фрейдистским мотивам, и многочисленным олицетворениям и аллегориям на многочисленные кафкианские мотивы. Да, киноакадемики никогда не были фанатами подобного жанра, но повод ли это для «опрокидывания» фильма Астера сразу по всем номинациям?
3. «Май декабрь»
Провокационная драма Тодда Хейнса, лучше всего характеризующая подноготную движения #MeToo. Камера ловко балансирует на грани между реальностью и фантазией, теряя последние ниточки реальности и для главной героини, и для зрителей соответственно, а великолепные актёрские работы так и просятся быть номинированными на крупные награды. Да, ленту всё же внесли в шорт-лист для «Лучшего сценария», однако полностью «продинамить» сильнейшую игру того же Чарльза Мелтона… нет, для этого надо быть совсем уж предвзятыми консервантами
4. «Air: Большой прыжок»
Во время выхода новой режиссёрской работы Бена Аффлека в мировой прокат многие кинокритики пророчили данному байопику многочисленные номинации на грядущих киноцеремониях. Но в конечном итоге, академики попросту забыли о существовании «Air», иначе и нельзя объяснить отсутствие у ленты хотя бы технических номинаций, не говоря уж про актёрские или режиссёрскую. По итогам года, к слову, «Большой прыжок» так и остался одним из самых незамеченных проектов 2023-го: и очень жаль!
5. «Солтберн»
Ранее Эмиральд Феннел уже снимала провокационную остросоциальную драму: в 2021-м году качество «Девушки, подающей надежды» отметили многое кинокритики и академики, поэтому армия фанатов творчества молодой постановщицы ожидала идентичного приёма и для «Солтберна». Однако лента вызвала настолько сильную шумиху в прокате (в дальнейшем неугомонные журналисты раздули из этой новости чуть ли не целый инфоповод) из-за парочки чересчур пикантных и даже мерзких, по ощущениям аудитории, сцен, что осталась проигнорирована всеми крупными фестивалями. Про «Оскар» тут и говорить не стоит: хоть «Солтберн» прямо напрашивался на некоторые актёрские и режиссёрскую номинации
6. «Убийца»
В этом году на церемонии отметили многие камбэки культовых современных режиссёров в 2023-м, но единственным незамеченным творцом так и остался Дэвид Финчер, не получивший за «Убийцу» вообще никаких номинаций, даже второстепенных. Хотя внесение в шорт-лист на тот же «Лучший звук» или «Лучший монтаж» прямо-таки напрашивалось. Многие фанаты Финчера давно раскритиковали «Убийцу» за медленную простенькую историю и не выдающееся повествование, однако никто не будет спорить с тем, что Дэвид - искусный визионер, понимающий своё дело как никто иной. Поэтому за своеобразный игнор «Убийцы» в какой-то степени и становится обидно
7. «Джон Уик 4»
Когда речь в разговоре заходит о финале «Уика», разумеется речь идёт про технические номинации для фильма. В шорт-листе оказались и новая «Миссия невыполнима», и «Наполеон» Ридли Скотта, в то время как про постановку, работу художников и операторов и хореографию фильма Чада Стахелски не обратил внимания никто из академиков. «Джон Уик 4» чертовски красиво снят и не уходит в самоповторы, как та же седьмая «Миссия», совсем наоборот: он старается удивлять публику проработкой каждой новой экшен-сцены. Но, как и предыдущие части франшизы, четвёртая лента так и осталась проигнорированной в стенах киноакадемии, как и остальные прогрессивные современные боевики
8. «Вонка»
Большинство зрителей остались в ступоре от того, что академики не внесли «Вонку» ни в один из шорт-листов: не отметили ни потрясающие песни фильма (ведь лучше в очередной раз пропихнуть Билли Айлиш и её композицию для «Барби»), ни хороший монтаж, ни работу художников-постановщиков, постаравшихся оформить для стилистики ленты потрясающий и необычайно красивый визуал. А может дело в том, что «Вонка» - семейное/детское кино, не внёсшее никакого вклада в развитие кинематографа в 2023-м? Кто знает
9. «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»
Напомню, что в 2022-м году "Оскар" за "Лучший фильм" завоевала авторская бытовая драма "CODA: Ребёнок глухих родителей", который по концепции сильно походит на ту же "Ты здесь, Бог? Это я Маргарет", если даже не проигрывай ей по всем фронтам. Ведь та же "Маргарет", в отличие от "CODы", ни разу не претенциозна и не заезжена, не уходит в пафосное разжёвывание очевидных лейтмотивов или показ лобовой экспозиции, а рассказывает зрителю тихую, скромную, простую и невероятно сентиментальную историю, в центре которой стоит лишь духовное перерождение девочки-подростка, разбирающейся с половыми, религиозными и семейными проблемами. Разве не это одна из излюбленных тематик академиков? Тем не менее, "Маргарет" проигнорировали практически все
10. "Опавшие листья"
2023-й год ознаменовал возвращение многих культовых мировых постановщиков: в их числе оказался и известный в широких киноведческих кругах финский режиссёр Аки Каурисмяки. Он подарил публике новое депрессивное, прозаичное, очень тонкое и глубокое драмеди, рассказывающее в первую очередь о чувствах простых людей. Мотивы ленты, как это и полагается в творчестве Каурисмяки, не заходят в обширную проблематику, оставляя её на попечение другим крупным режиссёрам, но финскому постановщику это вовсе и ни к чему: получилось достойное и очень милое возвращение в авторский независимый кинематограф, проигнорированное "Оскаром", который так и не выдвинул "Опавшие листья" в шорт-лист "Лучшего иностранного фильма". Спасибо хоть, что выдали законное место Виму Вендерсу и его "Идеальным дням"
11. "Мы всем чужие"
Эндрю Хэй всегда был зациклен на стриминговых карьерных проектах, однако в 2023-м году постановщик впечатлил зрителей полноценной полнометражной работой: режиссёр ушёл в другой жанр, сменив форму, стилистику и подачу, и нельзя сказать, что данные качества пошли "Чужим" во вред. Фильм просто изобилует потрясающими режиссёрскими, операторскими и техническими решениями, впечатляя публику то необычной цветокоррекцией, то разноплановыми ракурсами, то великолепными мизансценами. К сожалению, тех же ласковых слов нельзя сказать про простой и в чём-то даже незамысловатый сценарий, разжёвывающий аудитории слишком очевидные социальные подтексты, однако "Мы всем чужие" точно заслуживал пройти в шорт-лист "Лучшего иностранного фильма"
12. "Улица ржи"
Напоследок стоит сказать, что странным показался факт игнорирования "Улицы ржи" на ближайшей киноцеремонии, ввиду присутствия в шорт-листе таких недоразумений, как "Цвета пурпурного" или "Растина". "Улица", в отличие от представленных двух номинантов, не пытается уходить в обширные и очевидные тематики со стандартной проблемой классового расслоения, а лишь показывает взаимоотношения простых людей, подобно тому же Аки Каурисмяки в его "Опавших листьях". Вдобавок, в "Улице ржи" невероятная техническая часть, которую академики также спешно проигнорировали. Так в чём заключена настоящая причина такого пролёта у фильма с номинациями? Увы, этого нам уже никогда не узнать