Найти тему
KinoGeek

12 фильмов 2023-го года, которых проигнорировали с номинациями на "Оскар-2024"

Оглавление

"Оскар" в начале 2024-го года ожидается очень тяжеловесным и гротескным: в отличие от предыдущих трёх церемоний, на новой ожидается нехилая конкуренция между очень сильными проектами, а сегодня невозможно предсказать даже одну конкретную победу. Кинематограф в 2023-м крайне сильно побаловал зрителей качественными работами, будь то массовыми блокбастерами, авторскими драмами или фестивальными артхаусами. Но в шорт-лист грядущего "Оскара-2024", тем не менее, не попали очень многие качественные, стоящие киноленты ушедшего года, которые киноакадемия либо отметила в одной маленькой номинации, либо не отметила ни в какой вовсе. Так что же это за недооценённые проекты, которые уж точно заслужили пристальное внимание к своим историям? В этой статье речь пойдёт как раз о них. Приятного прочтения!

1. «Стальная хватка»

Первый «массовый» проект А24 за долгие несколько лет, в котором отсутствует привычный для студии глубокий символизм или артхаусное повествование. Тем не менее, Шон Дуркин представил публике настоящую проникновенную трагедию древнегреческого масштаба, разрывающую привычные для жанра шаблоны. А как же в ленте был хорош Зак Эфрон, доказавший, что способен на сильные драматические роли, полноценно отойдя от типичных для своего образа комедийных амплуа. Один из самых сильных фильмов ушедшего года, впридачу с отличной драматургией, невероятным нарративом и блестяще раскрытыми персонажами, проигнорированный сразу всеми крупными церемониями

-2

2. «Все страхи Бо»

На повестке обсуждения снова встали А24: только в отличие от «Стальной хватки», «Бо боится» - самый авторский и жанровый фильм для студии за последние несколько лет. Ари Астер срежиссировал невероятно поэтическую и визуально прекрасную одиссею, где место нашлось и фрейдистским мотивам, и многочисленным олицетворениям и аллегориям на многочисленные кафкианские мотивы. Да, киноакадемики никогда не были фанатами подобного жанра, но повод ли это для «опрокидывания» фильма Астера сразу по всем номинациям?

-3

3. «Май декабрь»

Провокационная драма Тодда Хейнса, лучше всего характеризующая подноготную движения #MeToo. Камера ловко балансирует на грани между реальностью и фантазией, теряя последние ниточки реальности и для главной героини, и для зрителей соответственно, а великолепные актёрские работы так и просятся быть номинированными на крупные награды. Да, ленту всё же внесли в шорт-лист для «Лучшего сценария», однако полностью «продинамить» сильнейшую игру того же Чарльза Мелтона… нет, для этого надо быть совсем уж предвзятыми консервантами

-4

4. «Air: Большой прыжок»

Во время выхода новой режиссёрской работы Бена Аффлека в мировой прокат многие кинокритики пророчили данному байопику многочисленные номинации на грядущих киноцеремониях. Но в конечном итоге, академики попросту забыли о существовании «Air», иначе и нельзя объяснить отсутствие у ленты хотя бы технических номинаций, не говоря уж про актёрские или режиссёрскую. По итогам года, к слову, «Большой прыжок» так и остался одним из самых незамеченных проектов 2023-го: и очень жаль!

-5

5. «Солтберн»

Ранее Эмиральд Феннел уже снимала провокационную остросоциальную драму: в 2021-м году качество «Девушки, подающей надежды» отметили многое кинокритики и академики, поэтому армия фанатов творчества молодой постановщицы ожидала идентичного приёма и для «Солтберна». Однако лента вызвала настолько сильную шумиху в прокате (в дальнейшем неугомонные журналисты раздули из этой новости чуть ли не целый инфоповод) из-за парочки чересчур пикантных и даже мерзких, по ощущениям аудитории, сцен, что осталась проигнорирована всеми крупными фестивалями. Про «Оскар» тут и говорить не стоит: хоть «Солтберн» прямо напрашивался на некоторые актёрские и режиссёрскую номинации

-6

6. «Убийца»

В этом году на церемонии отметили многие камбэки культовых современных режиссёров в 2023-м, но единственным незамеченным творцом так и остался Дэвид Финчер, не получивший за «Убийцу» вообще никаких номинаций, даже второстепенных. Хотя внесение в шорт-лист на тот же «Лучший звук» или «Лучший монтаж» прямо-таки напрашивалось. Многие фанаты Финчера давно раскритиковали «Убийцу» за медленную простенькую историю и не выдающееся повествование, однако никто не будет спорить с тем, что Дэвид - искусный визионер, понимающий своё дело как никто иной. Поэтому за своеобразный игнор «Убийцы» в какой-то степени и становится обидно

-7

7. «Джон Уик 4»

Когда речь в разговоре заходит о финале «Уика», разумеется речь идёт про технические номинации для фильма. В шорт-листе оказались и новая «Миссия невыполнима», и «Наполеон» Ридли Скотта, в то время как про постановку, работу художников и операторов и хореографию фильма Чада Стахелски не обратил внимания никто из академиков. «Джон Уик 4» чертовски красиво снят и не уходит в самоповторы, как та же седьмая «Миссия», совсем наоборот: он старается удивлять публику проработкой каждой новой экшен-сцены. Но, как и предыдущие части франшизы, четвёртая лента так и осталась проигнорированной в стенах киноакадемии, как и остальные прогрессивные современные боевики

-8

8. «Вонка»

Большинство зрителей остались в ступоре от того, что академики не внесли «Вонку» ни в один из шорт-листов: не отметили ни потрясающие песни фильма (ведь лучше в очередной раз пропихнуть Билли Айлиш и её композицию для «Барби»), ни хороший монтаж, ни работу художников-постановщиков, постаравшихся оформить для стилистики ленты потрясающий и необычайно красивый визуал. А может дело в том, что «Вонка» - семейное/детское кино, не внёсшее никакого вклада в развитие кинематографа в 2023-м? Кто знает

-9

9. «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»

Напомню, что в 2022-м году "Оскар" за "Лучший фильм" завоевала авторская бытовая драма "CODA: Ребёнок глухих родителей", который по концепции сильно походит на ту же "Ты здесь, Бог? Это я Маргарет", если даже не проигрывай ей по всем фронтам. Ведь та же "Маргарет", в отличие от "CODы", ни разу не претенциозна и не заезжена, не уходит в пафосное разжёвывание очевидных лейтмотивов или показ лобовой экспозиции, а рассказывает зрителю тихую, скромную, простую и невероятно сентиментальную историю, в центре которой стоит лишь духовное перерождение девочки-подростка, разбирающейся с половыми, религиозными и семейными проблемами. Разве не это одна из излюбленных тематик академиков? Тем не менее, "Маргарет" проигнорировали практически все

-10

10. "Опавшие листья"

2023-й год ознаменовал возвращение многих культовых мировых постановщиков: в их числе оказался и известный в широких киноведческих кругах финский режиссёр Аки Каурисмяки. Он подарил публике новое депрессивное, прозаичное, очень тонкое и глубокое драмеди, рассказывающее в первую очередь о чувствах простых людей. Мотивы ленты, как это и полагается в творчестве Каурисмяки, не заходят в обширную проблематику, оставляя её на попечение другим крупным режиссёрам, но финскому постановщику это вовсе и ни к чему: получилось достойное и очень милое возвращение в авторский независимый кинематограф, проигнорированное "Оскаром", который так и не выдвинул "Опавшие листья" в шорт-лист "Лучшего иностранного фильма". Спасибо хоть, что выдали законное место Виму Вендерсу и его "Идеальным дням"

-11

11. "Мы всем чужие"

Эндрю Хэй всегда был зациклен на стриминговых карьерных проектах, однако в 2023-м году постановщик впечатлил зрителей полноценной полнометражной работой: режиссёр ушёл в другой жанр, сменив форму, стилистику и подачу, и нельзя сказать, что данные качества пошли "Чужим" во вред. Фильм просто изобилует потрясающими режиссёрскими, операторскими и техническими решениями, впечатляя публику то необычной цветокоррекцией, то разноплановыми ракурсами, то великолепными мизансценами. К сожалению, тех же ласковых слов нельзя сказать про простой и в чём-то даже незамысловатый сценарий, разжёвывающий аудитории слишком очевидные социальные подтексты, однако "Мы всем чужие" точно заслуживал пройти в шорт-лист "Лучшего иностранного фильма"

-12

12. "Улица ржи"

Напоследок стоит сказать, что странным показался факт игнорирования "Улицы ржи" на ближайшей киноцеремонии, ввиду присутствия в шорт-листе таких недоразумений, как "Цвета пурпурного" или "Растина". "Улица", в отличие от представленных двух номинантов, не пытается уходить в обширные и очевидные тематики со стандартной проблемой классового расслоения, а лишь показывает взаимоотношения простых людей, подобно тому же Аки Каурисмяки в его "Опавших листьях". Вдобавок, в "Улице ржи" невероятная техническая часть, которую академики также спешно проигнорировали. Так в чём заключена настоящая причина такого пролёта у фильма с номинациями? Увы, этого нам уже никогда не узнать

-13