Если поведение существует в репертуаре ребенка, значит оно для чего-то нужно. Значит, оно решает какие-то задачи, например, как вариант доставляет удовольствие.
Воздействие в этом случае может идти на различные органы чувств: зрение, слух, осязание, вестибулярный аппарат и т.д. Примеры поведения: ребенок может кружиться, трясти перед глазами руками/ предметами, бросать/ трясти предметы, стремится всё нюхать, грызть что-то и т.д.
Такое поведение может часто повторяться, его ещё называют стереотипным.
Как понять, что поведение связано именно с сенсорной стимуляцией, доставляющей удовольствие?
Наблюдать. Вот прямо записывать, когда происходит это поведение.Смотреть, что происходит до возникновения поведения, чем оно может быть вызвано, смотреть, какая реакция возникает на действия после поведения. Зависит ли происходящее от доступа к желаемому объекту, от внимания взрослых, от предъявления заданий. Может ли быть связано с физическим недомоганием. Если все эти факторы не влияют, то скорее всего поведение вызвано сенсорной стимуляцией и получением удовольствия от этого процесса.
Что можно сделать, если вы пришли к выводу, что причина именно такова?
Если стереотипное поведение происходит в свободное время то прерывать не нужно, нужно создавать возможности для приемлемого поведения и подкреплять его.
Если стереотипное поведение происходит во время социального взаимодействия то стоит прерывать его мягко, в поддерживающей манере.
Очень важно учить ребенка, когда такое поведение уместно, а когда нет, постараться подобрать социально-приемлемый вариант.
Например, у нас ребенок грыз рукава, я купила специальные грызунки, о них я писала в предыдущем посте https://dzen.ru/a/ZaPfSwL_gS-SWD1o
Можно в этом случае попробовать и еду различной фактуры.
Или другой пример, в районе 10-11 лет Рост стремился к вестибулярной стимуляции, любил прыгать на кроватях и диванах. Нагрузку от ребенка такого возраста не один нормальный диван или кровать долго не выдержат. Ростиславу был куплен батут, куда, его отправляли сразу как он начинал скакать на кроватях. Скачки по диванам резко сократились.
Возможно данное поведение возможно в другом месте и при других условиях, например, дома в своей комнате, или там где ребенок находится один.
Возможно, например предметы нельзя бросать сейчас, когда мы делаем задания, но можно вместе во время перерыва.
Или нельзя рвать листы книги, но можно порвать туалетную бумагу или черновики, или обрезки.
Стоит обучать правильному поведению и договариваться. Сначала - потом, это здесь не делаем, там- делаем, вот так можно - вот так нельзя. И подкрепляем правильное социально-приемлемое поведение. Все любят, когда их поощряют, и скорее будут что-то делать, если это связано с чем-то приятным.
Ещё способ коррекции этого вида нежелательного поведения. Попробовать спрятать, если возможно то, что привлекает ребенка в данном действии. Например, ребенок любит бросать предметы, слушая, звук падения. Стоит попробовать приглушить этот звук, возможно тогда это станет не интересно.
У нас Рост любит брать различные предметы и манипулировать ими ( трясти, крутить), часто потом всё теряется. Поэтому дома все детские вещи разделены: есть те, к чему постоянно открыт доступ, например игрушки, а есть те, к чему доступ закрыт, например разные методические материалы и пособия. И возможность пользования регулируется взрослым.
Если же поведение является опасным, например, поедание чего-то несъедобного и ребенок не понимает отсроченных наказующих последствий своих действий, то стоит менять среду, физически ограничивая доступ. Например мы используем для этого вот такие ящички с замками ( см.в галерее).
Если поведение не является опасным, то лучше по возможности сочетать маскировку приятного эффекта и обучение социально -приемлемому поведению.
В этом могут помочь наглядные инструкции, социальные истории. Изображённое на картинках стоит отрепетировать, проработать с ребенком.
Для реальной ситуации можно также заготовить карточки-подсказки по типу можно -нельзя.
Этот вариант лучше, потому что полный запрет одного вида стимуляции может родить новый вид, хуже прежнего, но с той же целью.
Из личных наблюдений, в течение времени виды стимуляции могут меняться, что исчезает, что раздражало пару лет назад, но может появится новое. Но, чтобы это ни было, в любом случае, стоит учить ребенка различать, когда такое возможно, а когда нет, так как ему предстоит жить в обществе.