Выставка картин, открывшаяся в Ярославле, привлекла звучным названием «Бидермайер». Решил наведаться, и право, не пожалел – столь интересной и увлекательной оказалась экспозиция.
Конец эпохи наполеоновских войн внёс крупные перемены в сознание европейских обывателей. Население, измученное лишениями и невзгодами, стремилось к комфорту и душевному покою. Отныне особую ценность обретал тихий домашний уют, согретый семейной гармонией.
В изобразительном искусстве новые веяния нашли воплощение в стиле Бидермайер – творческом направлении, зародившемся в 1815-1817 гг. в Германии и Австрии. Это образное именование переводится как «Простодушный человек (Biedermann) по фамилии Майер (Maier)». То есть, добропорядочный, бесхитростный бюргер из соседнего дома, с вашей улицы, из вашего маленького городка …
Стоит отметить, что корни названия восходят к 2-м стихотворениям немецкого поэта Йозефа фон Шеффеля: «Вечернее уютное времяпровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера».
В целом бидермайер явился ответом на кризис ампира с его культом имперского величия и воинской патетики. От всего этого народ просто устал.
По мнению искусствоведов, стилистика бидермайера, течения камерного и интимного, как раз и заключается в отсутствии ампирных изысков: вздыбленных коней, знамен, фигур великих триумфаторов, сверкающих мечей, литавр и развевающихся мантий.
Для нас особенно ценно то, что влияние бидермайера просматривается в творчестве ряда российских живописцев начала XIX века - В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова и их учеников.
На их полотнах даже царские сановники и титулованные аристократы зачастую предстают в простой домашней обстановке, без орденских лент, имперских регалий и наград.
Так, сиятельный граф Виктор Никитич Панин изображен на портрете неизвестного художника в шелковом китайском халате и шапочке-«скуфейке», с комнатной собачкой на руках. Лицо его выглядит умиротворённым, лишенным сановной спеси.
Очень хорош портрет коллежского секретаря Константина Никитовича Зацепина, изображенного опять же, не в чиновном обличье, а в потёртом домашнем пальто.
С пытливым интересом, хотя и немного испуганно, взирает на мир «Девочка с книгой». Она точно наша соотечественница - в томике различается надпись по-русски «Набег скифов».
Великой радостью материнства озарена героиня картины кисти Мортена Тране Брюнниха.
При том, приятная дама явно была любительницей ювелирных изделий. Шею украшает ожерелье из примерно 80-ти(!) крупных жемчужин, в ушах серьги с каплевидными перлами, на груди красуется брошь изысканных очертаний.
А вот героиню портрета «Дама в зелёном» легко представить нашей современницей – преуспевающей бизнес-леди или популярной блогершей. О, такая знает себе цену - взирает на мир уверенно и даже слегка иронично. Впечатление, опять же, дополняют драгоценные серьги и двойное жемчужное ожерелье.
В темных глазах юной Марии Павловны Кожиной (1825-1885), дочери владимирского губернатора, будто угадывается дар предсказательницы судьбы. Карточный домик, поставленный героиней на столе, предстаёт аллегорией зыбкости человеческого счастья.
Интересен портрет другой представительницы рода Кожиных - Елизаветы Артамоновны. Усадебные атрибуты: садовая колонна с музицирующим купидоном, здание с античным портиком – создают колоритный антураж вокруг образа синеглазой русской красавицы.
Судя по датам, на портрете ей 27 лет. И верно, над такой прической крепостному стилисту пришлось немало потрудиться
Далеко не молода, но по-своему привлекательна героиня портрета неизвестного художника. В её глазах сквозит проницательный ум и властный характер исконной русской барыни, помнящей времена государыни Екатерины II.
Пейзажи в бидермайере воспевают приятные моменты пребывания на лоне природы:
Пусть дивный вид ласкает глаз
В часы вечернего уюта,
Пусть будет каждая минута
Минутой радости для вас!
На полотне Фердинанда Вальдмюллера горный пейзаж стал выразительным фоном для образа очаровательной девочки, умницы и озорной непоседы
Жанровые сцены в бидермайере, как правило, сосредоточены на внутреннем мире героев. Так, на картине неизвестного художника безутешная мать держит медальон с портретами почивших детей, утирая платком нахлынувшие слёзы. Глава же семейства с чувством читает скорбную эпитафию
Стилевые особенности бидермайера нашли яркое воплощение в прикладном искусстве. Мебель, созданная по его канонам, отличается удобством и комфортом.
Очень далеки от мятежных фритиллярий Ван-Гога и мерцающих нимфей Клода Моне цветочные композиции мастеров бидермайера. Декоративные растения в их передаче статичны, выписаны с немецкой аккуратностью. И вместе с тем, очертания цветов легко узнаваемы. Показанный натюрморт с замечательной точностью передаёт образы, созданные самой природой.
Несомненно, одной из вершин бидермайера являются росписи по фарфору Мейсенской мануфактуры. Они пользуются в мире заслуженной славой. Цены редких фарфоровых изделий Мейсена на мировых аукционах достигают порой заоблачных сумм.
Работали в стиле бидермайера и другие фарфоровые заводы
После революционных событий 1848 г. бидермайер постепенно уступил место неоренессансу, затем модерну и Art Deco. В Германии с приходом к власти нацистов был возрожден культ имперского величия. Творения «Тысячелетнего рейха» должны были стать воплощением расовой теории, исключающей само существование русских людей. Но как известно, в мае 1945-го наши предки положили сему конец.
Бидермайер же вошел в «золотой фонд» мирового наследия как искусство доброе и гуманное.
P.S. Все снимки сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки