Найти тему

На выставке в Ярославле: Бидермайер - стиль семейного уюта

Выставка картин, открывшаяся в Ярославле, привлекла звучным названием «Бидермайер». Решил наведаться, и право, не пожалел – столь интересной и увлекательной оказалась экспозиция.

Выставочная афиша в заснеженном парке
Выставочная афиша в заснеженном парке

Конец эпохи наполеоновских войн внёс крупные перемены в сознание европейских обывателей. Население, измученное лишениями и невзгодами, стремилось к комфорту и душевному покою. Отныне особую ценность обретал тихий домашний уют, согретый семейной гармонией.

Неизвестный художник. Руина-библиотека на Кушелевской даче в Полюстрово. 1845(?) Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Руина-библиотека на Кушелевской даче в Полюстрово. 1845(?) Собрание Ярославского художественного музея

В изобразительном искусстве новые веяния нашли воплощение в стиле Бидермайер – творческом направлении, зародившемся в 1815-1817 гг. в Германии и Австрии. Это образное именование переводится как «Простодушный человек (Biedermann) по фамилии Майер (Maier)». То есть, добропорядочный, бесхитростный бюргер из соседнего дома, с вашей улицы, из вашего маленького городка …

М. Шарон (M. Charon). Портрет мужчины с курительной трубкой в кабинете. 1836. Собрание Ярославского художественного музея
М. Шарон (M. Charon). Портрет мужчины с курительной трубкой в кабинете. 1836. Собрание Ярославского художественного музея

Стоит отметить, что корни названия восходят к 2-м стихотворениям немецкого поэта Йозефа фон Шеффеля: «Вечернее уютное времяпровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера».

В целом бидермайер явился ответом на кризис ампира с его культом имперского величия и воинской патетики. От всего этого народ просто устал.

По мнению искусствоведов, стилистика бидермайера, течения камерного и интимного, как раз и заключается в отсутствии ампирных изысков: вздыбленных коней, знамен, фигур великих триумфаторов, сверкающих мечей, литавр и развевающихся мантий.

Для нас особенно ценно то, что влияние бидермайера просматривается в творчестве ряда российских живописцев начала XIX века - В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова и их учеников.

В.А. Тропинин. Портрет мужчины в халате с меховым воротником. 1820-1830 гг. Собрание Ярославского художественного музея
В.А. Тропинин. Портрет мужчины в халате с меховым воротником. 1820-1830 гг. Собрание Ярославского художественного музея

На их полотнах даже царские сановники и титулованные аристократы зачастую предстают в простой домашней обстановке, без орденских лент, имперских регалий и наград.

Так, сиятельный граф Виктор Никитич Панин изображен на портрете неизвестного художника в шелковом китайском халате и шапочке-«скуфейке», с комнатной собачкой на руках. Лицо его выглядит умиротворённым, лишенным сановной спеси.

Неизвестный художник. Портрет графа Виктора Никитича Панина. 1830-е гг. Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Портрет графа Виктора Никитича Панина. 1830-е гг. Собрание Ярославского художественного музея

Очень хорош портрет коллежского секретаря Константина Никитовича Зацепина, изображенного опять же, не в чиновном обличье, а в потёртом домашнем пальто.

Неизвестный художник. Портрет Константина Никитовича Зацепина, коллежского секретаря, депутата от дворянства по Романово-Борисоглебскому уезду. 1820-е гг. Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Портрет Константина Никитовича Зацепина, коллежского секретаря, депутата от дворянства по Романово-Борисоглебскому уезду. 1820-е гг. Собрание Ярославского художественного музея

С пытливым интересом, хотя и немного испуганно, взирает на мир «Девочка с книгой». Она точно наша соотечественница - в томике различается надпись по-русски «Набег скифов».

Неизвестный художник. Портрет девочки в белом платье с книгой. Первая строка на открытой странице, по-русски: «Набег скифов». 1840-е гг. Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Портрет девочки в белом платье с книгой. Первая строка на открытой странице, по-русски: «Набег скифов». 1840-е гг. Собрание Ярославского художественного музея

Великой радостью материнства озарена героиня картины кисти Мортена Тране Брюнниха.

Мортен Тране Брюнних. Портрет молодой дамы с двумя детьми. 1845. Собрание Ярославского художественного музея
Мортен Тране Брюнних. Портрет молодой дамы с двумя детьми. 1845. Собрание Ярославского художественного музея

При том, приятная дама явно была любительницей ювелирных изделий. Шею украшает ожерелье из примерно 80-ти(!) крупных жемчужин, в ушах серьги с каплевидными перлами, на груди красуется брошь изысканных очертаний.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

А вот героиню портрета «Дама в зелёном» легко представить нашей современницей – преуспевающей бизнес-леди или популярной блогершей. О, такая знает себе цену - взирает на мир уверенно и даже слегка иронично. Впечатление, опять же, дополняют драгоценные серьги и двойное жемчужное ожерелье.

Неизвестный художник. Портрет дамы в зеленом платье с монокуляром. Первая половина 1830-х гг. Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Портрет дамы в зеленом платье с монокуляром. Первая половина 1830-х гг. Собрание Ярославского художественного музея

В темных глазах юной Марии Павловны Кожиной (1825-1885), дочери владимирского губернатора, будто угадывается дар предсказательницы судьбы. Карточный домик, поставленный героиней на столе, предстаёт аллегорией зыбкости человеческого счастья.

Фёдор Андреевич Тулов. «Карточный домик» (Портрет Марии Павловны Кожиной (1825-1885), дочери Владимирского губернатора, в детском возрасте. 1830-1831. Собрание Ярославского художественного музея
Фёдор Андреевич Тулов. «Карточный домик» (Портрет Марии Павловны Кожиной (1825-1885), дочери Владимирского губернатора, в детском возрасте. 1830-1831. Собрание Ярославского художественного музея

Интересен портрет другой представительницы рода Кожиных - Елизаветы Артамоновны. Усадебные атрибуты: садовая колонна с музицирующим купидоном, здание с античным портиком – создают колоритный антураж вокруг образа синеглазой русской красавицы.

Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный. Портрет Елизаветы Артамоновны Кожиной. 1827. Собрание Ярославского художественного музея
Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный. Портрет Елизаветы Артамоновны Кожиной. 1827. Собрание Ярославского художественного музея

Судя по датам, на портрете ей 27 лет. И верно, над такой прической крепостному стилисту пришлось немало потрудиться

Фрагмент портрета
Фрагмент портрета

Далеко не молода, но по-своему привлекательна героиня портрета неизвестного художника. В её глазах сквозит проницательный ум и властный характер исконной русской барыни, помнящей времена государыни Екатерины II.

Неизвестный художник. Портрет пожилой женщины в белом чепце. 1830-1840 гг. Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Портрет пожилой женщины в белом чепце. 1830-1840 гг. Собрание Ярославского художественного музея

Пейзажи в бидермайере воспевают приятные моменты пребывания на лоне природы:

Пусть дивный вид ласкает глаз

В часы вечернего уюта,

Пусть будет каждая минута

Минутой радости для вас!

Неизвестный художник. Вид Китайской деревни в Царском Селе. 1856. Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Вид Китайской деревни в Царском Селе. 1856. Собрание Ярославского художественного музея
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Переправа у озера Альтаузее. 1834. Собрание В.Г. Горященко (Москва)
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Переправа у озера Альтаузее. 1834. Собрание В.Г. Горященко (Москва)

На полотне Фердинанда Вальдмюллера горный пейзаж стал выразительным фоном для образа очаровательной девочки, умницы и озорной непоседы

Фердинанд Георг Вальдмюллер. Портрет Антонии Зееман в отроческом возрасте на фоне горного пейзажа. 1833 г. Собрание В.Г. Горященко (Москва)
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Портрет Антонии Зееман в отроческом возрасте на фоне горного пейзажа. 1833 г. Собрание В.Г. Горященко (Москва)

Жанровые сцены в бидермайере, как правило, сосредоточены на внутреннем мире героев. Так, на картине неизвестного художника безутешная мать держит медальон с портретами почивших детей, утирая платком нахлынувшие слёзы. Глава же семейства с чувством читает скорбную эпитафию

Неизвестный художник. Портрет скорбящих родителей. 1800-1810 гг. Собрание Ярославского художественного музея
Неизвестный художник. Портрет скорбящих родителей. 1800-1810 гг. Собрание Ярославского художественного музея

Стилевые особенности бидермайера нашли яркое воплощение в прикладном искусстве. Мебель, созданная по его канонам, отличается удобством и комфортом.

1.Кресло. XVIII в. (?) Россия. 2.Тумба на львиных ножках. 1850-е гг. Россия. 3.Стол. Середина XIX в. Россия.
1.Кресло. XVIII в. (?) Россия. 2.Тумба на львиных ножках. 1850-е гг. Россия. 3.Стол. Середина XIX в. Россия.
Ваза. Завод Гарднера в Вербилках. 1840-1850 гг. Воспроизведена гравюра К.И. Кольмана из серии «Виды русской деревни». Собрание Ярославского художественного музея
Ваза. Завод Гарднера в Вербилках. 1840-1850 гг. Воспроизведена гравюра К.И. Кольмана из серии «Виды русской деревни». Собрание Ярославского художественного музея
Гравюра К.И. Кольмана из серии «Виды русской деревни»https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/euru/cloned-images/120098/001/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_001.jpg
Гравюра К.И. Кольмана из серии «Виды русской деревни»https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/euru/cloned-images/120098/001/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_001.jpg
1.Столик Овальный. Россия, середина XIX в. 2. Гарнитур красного дерева (диван и два кресла). Россия, первая треть XIX в. Собрание Ярославского художественного музея
1.Столик Овальный. Россия, середина XIX в. 2. Гарнитур красного дерева (диван и два кресла). Россия, первая треть XIX в. Собрание Ярославского художественного музея

Очень далеки от мятежных фритиллярий Ван-Гога и мерцающих нимфей Клода Моне цветочные композиции мастеров бидермайера. Декоративные растения в их передаче статичны, выписаны с немецкой аккуратностью. И вместе с тем, очертания цветов легко узнаваемы. Показанный натюрморт с замечательной точностью передаёт образы, созданные самой природой.

Фридрих Вильгельм Фрейданк. Цветы в гранёной хрустальной вазе. Конец 1820-х гг. Собрание Ярославского художественного музея
Фридрих Вильгельм Фрейданк. Цветы в гранёной хрустальной вазе. Конец 1820-х гг. Собрание Ярославского художественного музея

Несомненно, одной из вершин бидермайера являются росписи по фарфору Мейсенской мануфактуры. Они пользуются в мире заслуженной славой. Цены редких фарфоровых изделий Мейсена на мировых аукционах достигают порой заоблачных сумм.

Кофейник с цветочной росписью. Германия, Мейсенская мануфактура. 1774-1814. Собрание Ярославского художественного музея
Кофейник с цветочной росписью. Германия, Мейсенская мануфактура. 1774-1814. Собрание Ярославского художественного музея

Работали в стиле бидермайера и другие фарфоровые заводы

Кофейник с изображением пейзажа. Россия, завод Ф.Я. Гарднера в Вербилках. Первая четверть XIX в. Собрание Ярославского художественного музея
Кофейник с изображением пейзажа. Россия, завод Ф.Я. Гарднера в Вербилках. Первая четверть XIX в. Собрание Ярославского художественного музея
Кофейник с амурами. Франция, неизвестный завод. Первая половина XIX в. Собрание Ярославского художественного музея
Кофейник с амурами. Франция, неизвестный завод. Первая половина XIX в. Собрание Ярославского художественного музея

После революционных событий 1848 г. бидермайер постепенно уступил место неоренессансу, затем модерну и Art Deco. В Германии с приходом к власти нацистов был возрожден культ имперского величия. Творения «Тысячелетнего рейха» должны были стать воплощением расовой теории, исключающей само существование русских людей. Но как известно, в мае 1945-го наши предки положили сему конец.

Бидермайер же вошел в «золотой фонд» мирового наследия как искусство доброе и гуманное.

P.S. Все снимки сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки

В музейном зале
В музейном зале
Тканый гобелен «У колодца». Западная Европа(?) Первая половина 19 в. Собрание Ярославского художественного музея
Тканый гобелен «У колодца». Западная Европа(?) Первая половина 19 в. Собрание Ярославского художественного музея