Найти в Дзене

Вещи, которые заметят только взрослые в аниме "Унесенные призраками" (Spirited Away)

Оглавление

На первый взгляд, можно подумать, что аниме студии Ghibliо - для взрослых. Но это не так. Конечно, такой фильм, как "Идеальный синий", определенно не подходит для детей. Однако, большинство фильмов Studio Ghibli, известной своей нежной и семейной эстетикой, в целом безопасны для детей (за исключением "Могилы светлячков" и "Принцессы Мононоке"). Эта знаменитая анимационная студия создала несколько любимых семейных фильмов, таких как "Мой сосед Тоторо" и "Служба доставки Кики".

Один из самых ярких фильмов Studio Ghibli - "Унесенные призраками" (Spirited Away). Хотя режиссер Хаяо Миядзаки при создании фильма имел в виду детей и вдохновлялся реальной жизнью девочки, он получился глубже и мрачнее, чем анимация для семейного просмотра. В нем много интересных деталей, которые цепляют взрослых.

Унесенные призраками
Унесенные призраками

Зрелые темы потребительства и притеснений на рабочем месте могут показаться детям непонятными, а одна конкретная сцена даже заставит зрителей столкнуться с неприятной правдой о взрослой жизни. Эти элементы дают достаточно пищи для размышлений взрослым зрителям.

Родители Тихиро - свиньи во многих отношениях.

Превращение родителей Тихиро в свиней в "Унесенных призраками" несет в себе больше символизма, чем кажется на первый взгляд. Изначально, дети смотрящие фильм, могут истолковать это превращение так, как это выглядит - родители Тихиро вели себя как свиньи, поэтому они превратились в свиней. Однако для фанатов эта сцена имеет более глубокий метафорический смысл.

Родители Тихиро
Родители Тихиро

Важнейший ключ к расшифровке этого подтекста кроется в том, что думает отец Тихиро, попав в мир духов. Он замечает: "Это заброшенный парк развлечений. В начале 90-х их строили повсюду. Потом экономика пошла вразнос, и все они обанкротились". По мнению Пенелопы Ягаке, студентки Университета штата Калифорния, это отсылка к японской "экономике мыльных пузырей", которая быстро развивалась в 1980-х годах, что привело к кратковременному процветанию, а затем рухнула в начале 1990-х, вызвав рецессию.

По замыслу Хаяо Миядзаки, родители Тихиро олицетворяют чрезмерный материализм, распространенный в ту эпоху. Их снисходительность и пренебрежение к последствиям отражают безрассудные взгляды того времени.

Например, мать Тихиро, не обращая внимания на то, что она берет еду без разрешения, небрежно замечает: "Мы можем оплатить счет, когда они вернутся". Это отражает менталитет "ешь сейчас, плати потом", который способствовал лопанию экономического пузыря. В ответ на письмо поклонников студия Ghibli пояснила, что превращение родителей Чихиро в свиней символизирует то, как многие люди были поглощены жадностью во времена экономического пузыря.

Юбаба олицетворяет вестернизацию

Родители Тихиро - не единственные персонажи, олицетворяющие развращающее влияние на Японию. Блогер Аманда Факто отмечает, что Юбаба олицетворяет Запад. Ее одежда в викторианском стиле, трубка, которую она часто курит, и ее увлеченность прибылью - все это кажется скорее европейским или американским, чем японским.

Юбаба
Юбаба
Юбаба берет нечто традиционно японское (баню) и вестернизирует его, превращая в коммерческое предприятие, оснащенное западными технологиями (как промышленная котельная Камадзи) и западной инфраструктурой (как бригадиры, которые, казалось бы, больше подходят для западной фабрики, чем для традиционной бани).

Юбаба управляет системой, в которой каждый должен найти работу, чтобы выжить, что кажется Тихиро настолько же чуждым, насколько западная капиталистическая система, должно быть, казалась японцам, когда западные люди только начинали оказывать свое влияние на Японию.

Когда Юбаба навязывает всем в бане свои западные ценности, герои начинают забывать, кто они такие. Некоторые критики, в том числе студентка Университета штата Калифорния Пенелопа Ягаке, утверждают, что фильм можно рассматривать как метафору вестернизации, угрожающей стереть традиционную японскую культуру. Подобно тому, как Тихиро и Хаку вынуждены бороться за то, чтобы Юбаба не лишила их самобытности, многие японцы чувствуют, что их самобытность разрушается под влиянием Запада.

Замедленный темп фильма сделан намеренно

Действие разворачивается в течение долгих двух часов и пяти минут, и не все это время посвящено развитию сюжета. Фильм неторопливый, что позволяет зрителям впитать окружающую обстановку.

Улица
Улица

Например, в одной из сцен, Тихиро две с половиной минуты медленно спускается по винтовой лестнице и заглядывает в котельную - последовательность, которую другие режиссеры могли бы пропустить. Такой продуманный темп характерен для стиля Миядзаки.

Хотя неторопливый темп "Унесенных призраками" может испытать терпение маленьких зрителей, взрослые наверняка оценят этот художественный подход. Как объясняет Loud and Clear, давая повествованию возможность дышать, фильм позволяет прочувствовать сложные эмоции и дает персонажам пространство для развития.

"Если у вас просто безостановочное действие без передышки, это просто суета", - сказал Миядзаки в интервью Роджеру Эберту. "Но если уделить время моменту, то напряжение, нарастающее в фильме, может перерасти в более широкое измерение".

Миядзаки отметил, что стремился передать элемент, известный в японской культуре как "ма", который означает пустоту или пространство между двумя вещами. В своих фильмах Миядзаки использует "ма" как намеренный прием, чтобы вовлечь зрителя в сюжет.

В случае со сценой, где Тихиро спускается по лестнице, этот, казалось бы, незначительный момент служит важнейшей целью передать необъятность и неизведанность мира, подчеркивая ее неподготовленность к решению стоящих перед ней задач.

Тихиро подвергается преследованиям на рабочем месте

Когда Тихиро и Лин получают от Юбабы почти невыполнимое задание, Лин бросает губку и заявляет: "Это явно притеснение!". Широко известно, что Юбаба плохо обращается со своими работниками, но многие юные зрители могут не заметить реальных связей, показанных в фильме. Однако взрослые, которые сталкивались с притеснениями на рабочем месте, будут очень хорошо понимать, с чем столкнулась Тихиро.

Тихиро и Лин на невыполнимом задании
Тихиро и Лин на невыполнимом задании

Другие работники бани дискриминируют Тихиро за то, что она человек. Юбаба с самого начала настраивает девочку на неудачу. Она назначает Тихиро самую грязную ванну и самого отвратительного клиента. Когда Тихиро просит жетон для замачивания в травах, чтобы выполнить задание, мастер отказывает ей, говоря: "Почистите сами", хотя сам охотно раздает эти жетоны клиентам.

Позже, когда приходит дух вони, Юбаба призывает Тихиро "забрать деньги у милого покупателя" - неприятная работа, требующая приблизиться к духу вони и собрать горсть грязи, хотя Юбаба и сама могла бы легко с этим справиться. Хотя Юбаба и хочет лично поприветствовать покупателя, она перепоручает неприятные обязанности своим подчиненным. Хуже всего то, что Юбаба расположилась на антресолях над духом вони, чтобы наблюдать за унижением Тихиро.

Подобные ситуации параллельны реальному жизненному опыту, с которым могут столкнуться работники, что придает фильму аутентичность и гарантирует, что зрители будут болеть за Чихиро. В результате особенно приятно, когда Тихиро переигрывает Юбабу в ее же игре.

Тихиро не единственная, кто страдает от токсичной рабочей культуры


В сложной рабочей обстановке бани Тихиро не единственная, кто страдает от этого. Ориентация компании Yubaba на прибыль, а не на благополучие сотрудников, влияет на всех.

Например, Юбаба больше беспокоится о финансовом ущербе, нанесенном Безликим, чем о тех людях, которых он погубил. Зрители замечают, что Лин находится в таком же положении, как и Тихиро. Она вынуждена чистить большую ванну вместе с Тихиро, а также мечтает покинуть баню, хотя в фильме подразумевается, что укоренившийся образ жизни Лин делает эту мечту недостижимой.

Поначалу Камадзи может показаться начальником, не заботящимся о благополучии своих духов сажи, но Юбаба и на него наложила свой отпечаток. CBR отмечает, что Камадзи испытывает сильное давление со стороны Юбабы, требующего циркуляции горячей воды по всей бане, что заставляет его несправедливо вымещать свое недовольство на духах сажи.

Пострадал даже приспешник Юбабы - Хаку.
Юбаба и Хаку
Юбаба и Хаку

Хаку - любимчик Юбабы, вызывающий недовольство окружающих, из-за чего у него не остается друзей, когда он теряет благосклонность Юбабы. И Хаку, и Лин меняют свое поведение в зависимости от окружения: они ведут себя холодно по отношению к Тихиро, когда Юбаба присутствует рядом, но проявляют больше поддержки, когда считают, что Юбаба и ее помощники находятся вне зоны слышимости. По мнению CBR, такое поведение является стратегией выживания на рабочем месте.

Юбаба - чрезмерно заботливая мать

На первый взгляд, сцены с Юбабой и ее сыном Бо кажутся абсурдными. Дети могут посмеяться над странностью гигантского малыша, который больше своей матери. Родители, однако, заметят, что сцены с Юбабой и Бо имеют под собой реальную основу.

Юбаба явно балует своего сына. Она собирает для него игрушки и приносит все, что он хочет. Она манипулирует Бо, говоря ему, что внешний мир кишит микробами, и балует Бо в надежде, что он никогда не захочет уходить. Юбаба разрисовывает стены фальшивым пасторальным фоном, дарит ему практически все игрушки и душит его любовью, потому что боится неизбежного момента, когда Бо больше не будет в ней нуждаться.

-7
Однако Юбаба ошибается - на самом деле она сдерживает своего сына.

Чирио говорит Бо: "Оставаясь в этой комнате, ты заболеешь". Студентка Университета штата Калифорния Пенелопа Ягаке утверждает, что если слишком сильно опекать детей, то им будет сложнее выжить самостоятельно, и динамика отношений между Юбабой и Бо - прекрасный тому пример. Только освободившись от удушающего влияния матери, Бо начинает расти. Когда Юбаба наконец-то воссоединяется с Бо, она с удивлением узнает, что он может быть самостоятельным, так же как Тихиро учится выживать без своих родителей.

Баня может быть воспринята как метафора секс-индустрии

Некоторые поклонники фильма "Унесенные призраками" выдвинули одну теорию, но она определенно не подходит для детей.

-8

Согласно этой теории, баня в фильме может быть метафорой борделя, а путешествие Тихиро - отражением опыта женщин, занятых в секс-индустрии. Это не так удивительно, как может показаться на первый взгляд. Как объясняет CBR, многие бани действительно использовались в качестве борделей в Японии в период Эдо.

В "Унесенных призраками" на вывеске перед баней написано "Горячая вода", что, возможно, является отсылкой к "женщинам с горячей водой", как называли работников секс-индустрии эпохи Эдо.
Кроме того, Тихиро приходится сменить имя, подобно тому, как многие секс-работники берут себе сценические имена. Эта теория может показаться надуманной, но она интересна. Ведь, как отмечает Studio Ghibli Movies, все клиенты бани - мужчины. И один из них - Безликий, действия которого при такой трактовке могут предстать в совершенно ином свете. Если вы посмотрите на фильм через эту призму, то заметите, как Но-Фейс пытается купить доверие Тихиро с помощью вещей, которые, как он предполагает, ей нравятся. Это тактика, напоминающая поведение педофилов.

Хотя очень маловероятно, что Миядзаки хотел, чтобы фильм был интерпретирован именно так, учитывая, что режиссер хотел создать фильм для 10-летних девочек, эта очень взрослая тема секс-индустрии, вероятно, не входила в его планы. Тем не менее, как только эта теория будет выдвинута, фанатам будет трудно ее не заметить.

Некоторые нюансы теряются при переводе

Сравнение японской и английской версий "Spirited Away" может дать более глубокое понимание фильма.

Тихиро
Тихиро

В японской версии есть лингвистическая игра слов, которая добавляет несколько слоев смысла. По мнению The Otaku, многие имена персонажей в японской версии несут в себе значения, которые теряются при переводе. Например, имя Камадзи - это комбинация японских слов "котел" и "старик". Аналогично, имена Юбаба и Дзэниба переводятся как "банная бабушка" и "денежная бабушка" соответственно. Что особенно важно, переименование Тихиро в "Сен" можно интерпретировать как "тысяча", подразумевая, что Юбаба низводит Тихиро до уровня цифры.

Кроме того, в японской версии Дзэниба обращается к Юбабе как к "имоуто", что означает "младшая сестра". Даже если предполагается, что сестры - близнецы, использование слова с таким подтекстом добавляет еще одно измерение в их отношения. The Otaku утверждает, что Юбаба воспринимает Дзэнибу как раздражающую старшую сестру и даже может ей завидовать.

Дзениба
Дзениба

В интервью BBC переводчик доктор Джонатан Клементс отметил, что сцена, в которой Тихиро и ее родители бродят по городу-призраку, еще сильнее воздействует на японоязычных зрителей, потому что они могут прочитать некоторые знаки на заднем плане. Японские зрители заметят, что в каждом знаке есть что-то слегка тревожное.

Например, Клементс упоминает, что то, что кажется оптикой, на самом деле является "магазином глазных яблок", даже рекламирующим "свежие", только что поступившие. Эти вывески только усиливают чувство тревоги.

Мотив еды и рвоты имеет глубокий смысл

В фильме много сцен, связанных с едой и рвотой. В частности, родители Тихиро поглощают много еды, а Безликий без разбора ест все, что попадается ему под руку. Любопытно, что к концу фильма Но-Фейс срыгивает все съеденное, а Хаку извергает проглоченную им печать. В чем же смысл этих повторяющихся событий?

Безликий
Безликий

Plain Flavored English предполагает, что образы поедания и рвоты служат определенной цели. Существует очевидная взаимосвязь: персонажи, которые чрезмерно едят, подвергаются неприятным трансформациям, например, родители Тихиро и Безликий. И наоборот, те, кто изгоняет что-то из своего тела, в конце концов возвращаются к себе.

Например, Но-Фейс возвращается к своей первоначальной форме после срыгивания, а Хаку нужно изгнать печать, чтобы освободиться от проклятия Дзенибы. Даже дух вони, образно говоря, извергается, когда Тихиро удаляет мусор из его тела, позволяя ему снова превратиться в речного духа.

По мнению авторов Plain Flavored English, этот мотив является критикой консюмеризма. В обществе, ориентированном на потребителя, мы потребляем вещи в поисках удовлетворения или принадлежности, будь то еда или материальные ценности.

Однако эти предметы не могут заполнить пустоту внутри нас, подобно тому, как предметы, которые потребляет Но-Фейс, не могут удовлетворить его потребность в идентичности. Возможно, Миядзаки хочет сказать, что мы должны избавиться от материальных благ, чтобы по-настоящему узнать, кто мы есть.

От Тихиро постоянно ждут, что она станет взрослой

Общеизвестно, что "Унесенные призраками" - это история о совершеннолетии, но при этом интригует постоянно повторяющаяся тема, когда Тихиро приходится брать на себя роль взрослого, когда настоящие взрослые ее подводят.

Самый яркий провал происходит со стороны ее собственных родителей. Вместо того чтобы защитить ее, они вовлекают девочку в мир духов, несмотря на то, что она была против.

Родители Тихиро
Родители Тихиро

В удивительном перевороте ролей на ребенка ложится ответственность за то, чтобы предостеречь взрослых от захвата того, что им не принадлежит. После их превращения в свиней Тихиро должна взять на себя ответственность за их спасение. Чтобы выжить, она устраивается на работу - сценарий, с которым могут сравниться многие молодые люди, пытающиеся обрести независимость. Однако Study Corgi отмечает, что, хотя это первый рабочий день Тихиро, к ней несправедливо предъявляют такие же строгие требования, как и к взрослым женщинам, работающим рядом с ней.

На протяжении всего фильма, Тихиро приходится разгребать чужие проблемы, будь то возвращение печати Дзэнибе от имени Хаку или помощь Безликой, когда другие взрослые не справляются с этой задачей. Хотя Тихиро действительно изначально впустила Но-Фейса в баню, другие персонажи оказываются соучастниками в удовлетворении прожорливого аппетита духа. Принятие Тихиро ответственности за свои и чужие поступки ярко иллюстрирует ее значительный рост и зрелость.

Теневые пассажиры в поезде представляют взрослую жизнь

Энтузиасты единодушно хвалят сцену с поездом как самую выдающуюся. Тем не менее, одна загадка остается необъясненной: Кто или что за призрачные сущности едут в поезде?

Теневые пассажиры
Теневые пассажиры

Согласно Film Daze, одна из гипотез предполагает, что эти фигуры представляют собой людей, потерявших жизненную силу из-за монотонности взрослой жизни. В частности, по мнению Криспинесса, они могут символизировать определенную грань взрослой жизни: трудоемкую работу.

Внимательные наблюдатели заметят, что многие пассажиры несут портфели и излучают усталость от долгой, утомительной поездки на работу. Можно предположить, что эти люди отдали свою сущность профессии, и работа постепенно высасывает каждую унцию их энергии, пока они постепенно не исчезают. Возможно, эта сцена - способ изобразить последствия взросления: превращение в пустую скорлупу.

Решение Тихиро сесть на поезд символизирует значительный шаг к зрелости, ведь она отправляется в неизвестность, чтобы помочь своему другу Хаку.

Некоторые утверждают, что в этот момент Чихиро действительно становится взрослой. Она понимает, что это дорога в один конец, но все равно продолжает путь. Соответственно, переход во взрослую жизнь - это тоже путь в один конец. Однако примечательно, что в отличие от других пассажиров, Чихиро не исчезает, а благополучно возвращается домой. Возможно, это говорит о том, что она научилась ориентироваться в мире взрослых, не теряя невинности.

Спасибо, что прочитали!

Возможно вам будет интересно: