Найти в Дзене

Риск по дисграфии для детей на выходе из алалии есть всегда. Кому не надо переживать по этому поводу?

Оглавление

На фото я составила предложение, которое содержит ошибки, характерные сразу для нескольких видов дисграфий. Это и есть нечитаемый текст. Такое встречается, поверьте.

Без "перевода" понять фразу нельзя.
Без "перевода" понять фразу нельзя.
  • Разрыв слова "иду", пропуск буквы "И" в слове "садик" - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
  • Слитное написание предлога "В" - аграмматическая дисграфия.
  • Буквенные замены: Я-ЙА, Д-К, В-Ф, Д-Г, К-Т - акустическая дисграфия.
  • Буква "С" написана в другую сторону - оптическая дисграфия.

Такое письмо характерно для детей, которые заговорили к 7 годам и пошли в школу с речью на уровне ОНР 1-2. Некоторые мои ученики в речевой школе так и начинали писать.

Кто из родителей может не волноваться по поводу дисграфии:

  • ваш ребёнок в 6 лет чётко и правильно выговаривает все звуки русской речи;
  • он умеет определять порядок звуков в коротких словах (3-5 букв);
  • немного умеет читать, хотя бы 6-10 слов в минуту в адаптированном по возрасту тексту;
  • может написать печатными буквами под вашу диктовку несколько фраз, например, короткую записку маме или письмо Дедушке Морозу.

Такой ребёнок абсолютно спокойно научится писать письменными буквами в 1-м классе, успевая за общим темпом, будет справляться с программными требованиями учебного процесса.

В каких случаях не стоит особо волноваться, но лучше подумать о минимальной профилактике дисграфии:

  • в речи ребёнка 1-2 фонемы звучат искажённо;
  • слышит 1-й и последний звук в слове, но не "отрывает" гласный от согласного, например, в слове "ДОМ" назовёт 1-й звук "до", а не [д];
  • уже читает, но очень медленно, по слогам или по буквам, забывая к концу слова, что прочитал в самом начале;
  • пишет печатными буквами, но путает, в какую сторону писать некоторые буквы, может заменить звонкие на глухие, твёрдые на мягкие, не делает пропуски между словами.

Это всё не слишком тревожные проблемы. Ребёнку ведь только 6 лет, до школы целый год и многое ещё подтянется.

Но вот прописи в таких случаях лучше начать писать пораньше, хотя бы за полгода до школы. Без небольшой форы такому ученику в 1-м классе будет труднее успевать за скоростью, предложенной учителем.

Имея минимальный навык написания письменных букв, ребёнок не будет нервничать и бросать ручку, не успевая за остальными детьми.

Анализ ошибок в словах, написанных учеником массовой школы

Предлагаю вам проследить, как логопед оценивает ошибки в тетрадях учеников. В данном случае они показались мне весьма необычными.

Что за страсть к букве "З"?
Что за страсть к букве "З"?

Как обычно, начинаем предполагать разные типы дисграфии.

1. Может оптическая? В тексте есть ещё буквы "Р" и "З", они написаны правильно. Пожалуй, стóит посмотреть другие работы, вдруг там есть элементы оптической дисграфии?

Текст с китайскими иероглифами и английскими предложениями.
Текст с китайскими иероглифами и английскими предложениями.

Даже в усложненных условиях, при использовании иероглифов и букв другого языка, у ребёнка нет оптических замен. Значит, исключаем незрелость оптической коры.

1. Предположим акустическую дисграфию. Но звуки [р-з] сложно перепутать. Да и традиционных замен по акустическому или артикуляторному сходству мы не видим. Акустическую дисграфию тоже можно исключить.

В чем же дело, что помешало написать текст без ошибок?

Посмотрим на тему урока по орфографии. Цель понятна - правильно написать "ъ" после приставок. Вот тут всё и проясняется: в словосочетании "зазъязëнный звезь" ребëнок был всецело поглощён твёрдым знаком после "З".

Произошло сужение внимания, "Ъ" встал на своё место, но буква "З" заняла все возможные позиции, т. к. она случайно, заодно, оказалась в зоне особого внимания.

И "разъярëнный зверь" превратился во что-то неузнаваемое! В пользу этой версии говорит и ошибка в слове " Пьеса". Туда тоже проник "Ъ", ведь все мысли были только о нём!

Вывод: это не дисграфия. Но тему " Ъ" нужно повторить!

Кому из детей просто необходимо провести профилактику нарушения письменной речи, т. е. дисграфии?

По диагнозам уточнять не стану, т. к. незрелость аналитико-синтетических речевых процессов, определяющих риск по дисграфии, дают разные нарушения речи. Опишу уровень развития ребёнка 6 лет, при котором существует неприятно высокий риск дисграфии:

  • поставлены, но не введены в речь целые группы звуков;
  • ребёнок допускает множественные замены звуков, упрощает слоговую структуру слов со стечением согласных;
  • ошибается даже при определении 1-го звука в слове;
  • навык чтения вроде имеется, но постоянно требуются подсказки, напоминание букв, помощь в дочитывании слова до конца;
  • не справляется со списыванием печатного текста (самого простого);
  • под вашу диктовку может написать короткое слово, но вот по картинке это же слово сам написать не может, т. к. вы не произносите его вслух и ребёнку нужно опираться на свои внутренние фонематические представления.

Практически все мои ученики, при условии начала работы с алалией после 3,5 лет, подходят к своим 6 годам с описанным уровнем речи. Как раз оставшийся до школы год становится решающим для выхода в чистую речь.

К 7 годам наконец-то автоматизируются звуки, дети нарабатывают неплохой словарный запас, практически уходят грубые грамматические ошибки. То есть речь достигает состояния низкой нормы, в крайнем случае, можно говорить о 4-м уровне ОНР.

В школу идти точно можно. Но есть большой вопрос к зрелости тех структур коры мозга, которые обеспечивают успешное освоение норм письменной речи. На это нужно ещё, как минимум, год. Что же делать?

Как предотвратить грубые формы дисграфии

  • Родители довольно часто идут по пути отсрочки школьного обучения на год. Хороший вариант, действенный. Ребёнок и правда "дозревает". Психологически, моторно и по состоянию зрелости речевых структур, к восьми годам он оказывается готов к школьному обучению. Не происходит срыва учебного процесса. Пусть с помощью родителей, но фундаментальная база для грамотного письма осваивается успешно, а значит, нет опасности выхода в грубую дисграфию.
  • Есть и другой путь решения проблемы. Можно сдвинуть обучение письму на более ранние сроки. У меня сложилась традиция: за 1,5 года до школы начинаю вводить своих учеников с алалией в мир письменных букв.

На видео Лаврик уже учится писать первые письменные буквы. Ему сейчас 5,5 лет.

Очень постепенно, через обводку крупных букв, мы дойдем до прописей. За год до школы ребёнок уже сможет писать в тетради короткие слова. Это позволит проработать все предполагаемые дисграфические ошибки на материале именно письменных текстов.

Нужно учитывать, что наработанные при печатании навыки не переходят в полном объеме в область письменных букв. Скорее наоборот, научившись грамотно писать письменными буквами, ребёнок будет соблюдать все правила и в печатных текстах. Мышечную память руки отрабатываем на письменных буквах!

Речевые зоны, ответственные за письменную речь, получая регулярную нагрузку, быстрее сформируют нужные нейронные связи.

Риск появления дисграфии при грамотной профилактике сведётся к минимуму.

Всем успехов в развитии речи!