Найти тему
ОколоТехники

Скандал, который едва не уничтожил Chrysler

28 апреля 1960 года Лестер Кольбер покинул пост президента корпорации Chrysler и занял почетную должность председателя правления. Его 10-летнее правление можно было считать успешным. Достижения под его руководством включали разработку трех усовершенствованных семейств двигателей Hemi V8 для Chrysler, Desoto и Dodge, создание трансмиссии Torqueflite, выпуск компактного Valiant и переход на платформу Unibody. Своим преемником на посту президента Кольбер выбрал своего заместителя и давнего друга Уильяма Ньюберга. А затем, всего несколько дней спустя, разгорелся скандал.

 Ньюберг (слева) и Кольбер
Ньюберг (слева) и Кольбер

Дело в том, что покупатели, дилеры и ряд акционеров были совершенно недовольны положением дел в Chrysler. Их все больше беспокоило плохое качество сборки и неконтролируемая ржавчина на последних продуктах, необычно высокие эксплуатационные расходы, нестабильные продажи и снижающаяся прибыль. Самым "злобным" среди них был Сол Данн, известный юрист и борец за гражданские права. Неутомимый боец, Данн был адвокатом, которому удалось добиться отмены смертной казни Джека Руби, убийцы Ли Харви Освальда.

На ежегодном собрании акционеров в 1960 году Данн обрушил на Колберта и руководство Chrysler целый ряд обвинений, его речь длилась более часа. Как владелец 51 000 акций Chrysler, что, как сообщается, вдвое больше, чем у Кольбера, его не смогли заставить замолчать. Данн заявил, что компания представляет собой, " улей кумовства, фаворитизма, безответственного игнорирования прав акционеров, взяточничества, неправомерного поведения, увековечения себя на посту, создания Перл-Харбора, который приведет Chrysler к той же судьбе, что и Паккард".

Купе Valiant V-200 1961 года
Купе Valiant V-200 1961 года

Один влиятельный член совета директоров Chrysler, угольный магнат из Питтсбурга Джордж Лав, был настолько взволнован этими обвинениями, что потребовал проведения независимого аудита компании. Аудит, проведенный Touche, Ross & Co., почти сразу выявил тревожный конфликт интересов: Ньюберг и его жена владели 50-процентной долей в двух фирмах-поставщиках запчастей Chrysler, Press Products, Inc. и Bonan Company. Внезапно высокая стоимость деталей и низкое их качество получили правдоподобное объяснение. 30 июня Ньюберг был вынужден уйти в отставку, проработав всего 64 дня на посту президента. В рамках соглашения Ньюберг согласился выплатить 455 000 долларов прибыли, которую он получил от своих сторонних компаний за их контрактную работу с Chrysler.

Но вскоре Ньюберг выступил против этой договоренности, заявив, что его бывший друг Кольбер назначил его на роль подставного лица, чтобы скрыть годы коррупции и некомпетентных решений. Кольбер, теперь снова президент, а также председатель, обещал потянуть за ниточки и организовать, чтобы Ньюберг стал председателем Studebaker, но затем нарушил это обещание. Согласно одной непроверенной истории, Ньюберг столкнулся с Кольбером в местном загородном клубе и ударил его кулаком по лицу. В январе 1961 года Ньюберг подал иск на сумму 5,25 миллиона долларов против Chrysler и Кольберта, который не был урегулирован до 1970 года.

Между тем, отставка Ньюберга не успокоила акционеров-диссидентов. Данн и его союзники развернули шквал судебных исков, в том числе обратились в суд с просьбой передать Chrysler под опеку. Другой попросил снять и заменить руководство. Выяснилось, что жена Колберта владела акциями Dura Corporation, поставщика деталей отделки салонов Chrysler, а Дрю Пирсон сообщил, что Колберт держал 200 000 долларов (почти 2 миллиона долларов сегодня) в облигациях на предъявителя, предположительно за счет откатов, спрятанных в сейфе своего офиса в Хайленд-Парке. Кольбер тоже был вынужден уйти в отставку с поста президента и председателя 27 июля 1961 года, хотя ему было разрешено занять должность главы Chrysler of Canada, чтобы претендовать на пенсию.

Седан Dodge Polara Hardtop 1961 года выпуска
Седан Dodge Polara Hardtop 1961 года выпуска

В то время как в офисах царил хаос, в проектном отделе, производстве и салонах продаж также была неразбериха. Сообщается, что именно Ньюберг в середине 1960 года принял внезапное решение о том, что Plymouth и Dodge 1962 года должны быть значительно уменьшены в размерах, а инженерный и дизайнерский персонал изо всех сил старался уложиться в неожиданно сжатые сроки.

Предложенные модели Dodge и Plymouth 62-го года были поспешно уменьшены, чтобы поместиться на растянутой платформе Valiant, и результат никому не понравился. Вице-президент Chrysler по дизайну Вирджил Экснер, используя теперь уже известную фразу, назвал автомобили с неуклюжим дизайном «ощипанными цыплятами».

Седан Плимут Фьюри 1962 года
Седан Плимут Фьюри 1962 года

Дилерская сеть автопроизводителя была недовольна внезапным и "секретным" решением закрыть бренд DeSoto в ноябре 1960 года. Покупатели были в равной степени разочарованы, «Плимут» опустился на восьмое место, уступив «Бьюику», «Олдсмобилю» и даже «Меркьюри». Форд и Шевроле теперь были далеко впереди, а рыночная доля Chrysler упала до 8,2 процента.

Поскольку продажи и доходы компании падали, Джордж Лав, угольщик, который инициировал аудит, был избран председателем вместо Колберта и назначил финансовым специалистом (и бывшим руководителем Touche, Ross & Co.) Линна Таунсенда управлять компанией. Таунсенд немедленно сократил зарплаты и накладные расходы и, решив, что дизайн Chrysler нуждается в новом веянии, заменил Экснера Элвудом Энгелем из Ford на посту руководителя отдела дизайна. Chrysler выжил, но во время катастрофы 1960–62 годов компания слишком сильно отстала от General Motors и Ford, чтобы вести игру на одном уровне. Хотя Chrysler продолжал производить интересные автомобили, в течение следующих нескольких десятилетий он оставался младшим из детройтской тройки.

Купе Dodge Polara 1962 года
Купе Dodge Polara 1962 года