Найти в Дзене
Ольга Ларина

Управление смыслами. Часть 3

Управление смыслами. Часть 3

«с-мы-сл» - предлог «с», местоимение «мы», ГЛАГОЛ«СЛ»- «с тем, что мы шлём»

Смысл - это не бирка к сказанного слову или предложению. Скорее его можно сравнить с красотой лица, которая целиком определяется тем, кто ее воспринимает (но зависит и от момента оценки ).

В размышлениях буду опираться на Ю.В. Кнорозова, с трудами которого познакомилась после того, как повидала в Мексике пирамиды майя.

Одно из основных понятий языковой концепции Кнорозова - «сигнал»: «Сигнал является действием, вызывающим действие у другого члена ассоциации. Само по себе сигнальное действие никакого отношения к выполняемой операции не имеет. Таким образом, хотя сигнал является одним из многих различных действий при совместном выполнении операции, он принципиально отличается от других, утилитарных действий». Язык в данном случае предстает частным проявлением «сигнализации».

По отношению к сигналу среди членов ассоциации следует различать индуктора (подающего сигнал), адресата (которому адресован сигнал), свидетеля (случайно принимающего сигнал) и перехватчика (умышленно перехватывающего сигнал, адресованный другому члену ассоциации). Индуктор обычно один. Адресат часто множественный, т.е. сигнал адресован группе членов ассоциации.

Смысл присущ не только знакам, но и всякому опыту или вещи, с которой нам пришлось столкнуться. Все вещи, выступающие в роли знаков, имеют смысл, но не все, имеющее смысл, относится к знакам. Спросить о каком-то событии: «В чем его смысл?» — равносильно вопросу «К чему оно приведет?» или «В чем его значимость?» Именно так можно ставить и ставился вопрос о смысле самой жизни. Если человека спросить, в чем для него состоит смысл инстаграм ,он, вероятно, сошлется на развлекательную функцию, на информацию о событиях людей и, возможно, даже на повышение образованности. При этом он не дает определения социальной сети, а вскрывает его значимость для него. В определениях же вскрывается не смысл, а значение.

Смысл изречения для слушателя В состоит в отборе определенного отклика, который тот в действительности осуществляет, и что смысл изречения для говорящего А состоит в отборе того отклика у В, к которому стремится А, произнося свое изречение.

Смысл представляет собой свойство целеустремленного отклика на некоторый стимул. И поскольку он продуцируется стимулом, его вполне естественно приписывать стимулу.

Смысл стимула (независимо от того, является он знаком или нет) — это множество функциональных свойств отклика, который этот стимул продуцирует.

Поэтому знак может иметь разные смыслы для разных индивидов, а также для одного и того же индивида, но в разное время. «Осадков сегодня не ожидается» может иметь разный смысл для фермера, когда он работает и когда он отдыхает во время отпуска.

Смысл этой фразы может также меняться в зависимости от времени года.

Кнорозов вводит понятие«фасцинация»- это такое свойство сигнального ряда, когда ритмически повторяющиеся раздражители-сигналы затормаживают аналитические способности и вводят принимающего в состояние некоего удовольствия, наслаждения. Для принимающего сигналы становится неважной информационная компонента сигнального

ряда, а только его ритмическое («фасцинирующее») свойство. Например, мы прослушиваем уже знакомую нам песню дважды с целью получить эстетическое наслаждение, но нас совершенно не интересует информация, содержащаяся в тексте песни.

Всю сигнализацию в целом можно разделить на нейтральную (то есть информативную) и фасцинирующую (то есть основанную на свойстве самого сигнального ряда). По форме же сигналы следует разделить на «звуковые» и «зрительные» (как основные, используемые в культуре). 5 пар зрительной и звуковой сигнализации согласно Кнорозову:

1. «Речь» саму по себе и «текст» сам по себе, как две близкие формы звуковой и зрительной сигнализации, нельзя отнести ни к нейтральному, ни к фасцинирующему типу, поскольку все зависит от реализации и смысла конкретной речи/текста, в которой может преобладать как первый, так и второй тип.

2. Речевая «интонация» и «каллиграфия» (интонация на письме) обладают частично выраженным фасцинирующим свойством, которое не исключает и утилитарно-информативную функцию. Однако сама природа каллиграфии (особенно для языков, использующих арабскую форму письма) остается открытым и очень интересным вопросом, требующим специального изучения.

3. «Декламация» и «плакат», две родственные формы, несут преимущественно фасцинирующее свойство. То есть их цель — побудить на какое-либо действие или ход мысли, а не донести информацию. Причем корни плакатной формы Кнорозов усматривает в древней пиктографии, в визуальных символах с яркой смысловой окраской. Непосредственное же проявление пиктографии в современности - дорожные знаки, знаковый интерфейс ПК и т. п.

4. «Пение» и «живопись» лишь частично преподносят нам информацию, основная цель - ввести в состояние эстетического наслаждения, то есть важна определенная ритмика сигнального ряда, а не информативный материал.

5. «Музыка» и «орнамент» являются своеобразным исключением, так как несут только фасцинирующее свойство, фактическая информация отсутствует полностью