Лена очень хотела ребенка. Когда видела малыша, у нее возникало умиление. Хотелось взять на руки, носить его, вдыхать этот младенческий запах.
Да, хотелось играть с игрушки, вместе с ребенком расти и познавать мир.
Муж соглашался, что да, надо. Но вот будет или нет – это как судьба решит.
Десять лет они прожили, счастливо и спокойно. Но Лене врачи однозначно сказали - детей не будет, даже ЭКО не поможет.
Супруг предложил:
- Лена, я мужчина, я сам не вынашиваю и не рожаю. Я буду любить ребенка, нашего ребенка. И неважно, как он попадет в нашу семью. Возможно, и через усыновление.
- Но ты можешь иметь своих. Давай разведемся.
- А мне без тебя эти «свои» нужны? И почему ты решила, что усыновленный ребенок не будет для меня своим? Для тебя будет, а для меня нет?
Они решили взять ребенка, сделать счастливыми и себя, и его.
- Да, я эгоистично хочу быть счастливой. А счастье для меня – в детях,- сказала Елена.
И Валерию и Елене было все равно кого брать – мальчика или девочку. Актуально – до года. И со здоровьем – чтобы проблемы были решаемые.
- Однозначно, проблемы будут со здоровьем, да и другие. Это же ребенок, которого не желали. Мы должны понимать, что можем их решить.
Они прошли все, что могли, подготовились к усыновлению и стали смотреть – кого взять. Готовы были ехать и в другой регион. Но судьба распорядилась иначе, в их же городе нашли они свое маленькое счастье.
- Елена, есть ребенок необходимого вам возраста, 4 месяца. Мать отказалась, но она нормальная, только очень молодая. У ребенка фактически нет заболеваний – так, по мелочи.
- А отец?
- Отец, с ее слов, женат, есть свои дети, этот ему не нужен. Оставил, как узнал, что девочка ждет ребенка.
- Обратно возвращать не будет?
- Так любая может попробовать вернуть. Риск есть всегда.
- И то правда.
Елена с Валерой поехали в дом малютки. Крохотный мальчик испуганно смотрел на них. Лена взяла его на руки, и уже не хотела отпускать.
- Мой сын, наш сын.
Валера тоже мгновенно прикипел к малышу. Они изначально решили не скрывать факт усыновления, проговорили, как это будут преподносить мальчику. Все равно кто-то расскажет, не такой большой город. А это – травма. Уезжать же они не планировали.
- Подрастет – на рыбалку пойдем. Я его всему научу.
Лена оформила все пособия, а когда мальчик чуть подрос, узнала, что полагается еще и единовременная выплата на усыновленных детей.
Лена пода все документы, в том числе решение суда об усыновлении ребенка, вступившее в силу 16 марта. И ей эту выплату оформили, немаленькую – 709 тысяч рублей. Перечислили на счет.
Прошел год, была проверка бюджетных перечислений, и комиссия сделала району замечание:
- Деньги выплатили неправомерно. По местному закону эта сумма выплачивается тем, у кого решение вступило в силу после 23 марта, а тут – 16 марта. То есть до установленной даты.
Центра социальной поддержки потребовал от Елены вернуть деньги добровольно. Но она отказалась.
- С чего это? Вы ошиблись, а я возвращай? Не верну. Да и потратили уже.
- Тогда мы в суд обратимся.
- Ваше право.
Центр социальной поддержки подал иск о взыскании необоснованно выплаченных средств, как неосновательного обогащения. Но суд первой инстанции отказал, заявив: ошибок счетных не было, это просто халатность сотрудника, с ним и разбирайтесь. А это мера социальной поддержки не подлежит возврату.
Центр обжаловал решение, и апелляция его отменила, сказав, что это пособие не относится к средствам существования, так что подлежит возврату.
Кассация поддержала апелляцию, и дело дошло до Верховного суда РФ, который сказал свое мнение:
...меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи…
Одной из форм такой государственной поддержки на территории области является единовременная денежная выплата, которая выплачивается гражданам при усыновлении (удочерении) ими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом данная выплата входит в гарантированную государством систему мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, направлена на создание таким семьям наиболее льготных (благоприятных) условий реализации их прав и доступа к социально значимым благам…
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину единовременной денежной выплаты при 11 усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения
- Суд первой инстанции был абсолютно прав, только не расписал правовую природу этого пособия, что и исправляет Верховный суд РФ.
Так что апелляционное и кассационное определения отменить. Оставить в силе решение суда первой инстанции. Пусть пользуются деньгами и спокойно растят малыша.
*имена взяты произвольно. В основу положено
Определение Верховного суда РФ от 07.09.2020 по делу № 64-КГ20-3-К9
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.