У кассы скапливается очередь. Расплачивающаяся за покупки женщина никак не может выбрать между картой и наличкой, потом не может вспомнить, сколько у неё осталось на карте, решает отказаться от товара, на который ей не пробили скидку, и всё время извиняется:
- Совсем в последнее время не могу ни на чём сосредоточиться!.. Мысли постоянно разбегаются...
Если отмести в сторону возможные медицинские причины этого состояния, мы можем обнаружить и чисто психологические - гораздо более популярные.
Без видимых причин - в трясину растерянности
Если за окном бушует весна и поют птички, а ученик вынужден сидеть за партой и заниматься зубрёжкой, то ему сложно добиться высокой сосредоточенности. Он будет всё время отвлекаться на мысли о прекрасном, которые никак не связаны с необходимостью пачкать тетрадку. Пока усилием воли он пытается сфокусироваться на тангенсах, бессознательное разворачивает мыслительные процессы в другом направлении.
Взрослые тоже часто попадают в эту ситуацию.
У нас есть насущные задачи, связанные с бытом, но если мозг всё время "на заднем дворе" занят какими-то другими головоломками, то он забирает все интеллектуальные ресурсы, оставляя нам кукиш. При этом сознание никак не может понять, в чём дело: внешне всё идёт нормально - работа работается, телевизор телевизорится, супермаркет супермаркетится. А мысли без видимых причин разбегаются.
Потому что невидимые причины лежат в области подсознания.
Что это могут быть за причины, истощающие наши ментальные возможности?
Невидимые причины растерянности
Растерянность - это потерянность. Когда у нас всё валится из рук и мы не можем сосредоточиться ни на чём, это означает, что мы пребываем в состоянии потерянности. Мы потерялись в происходящем, не можем понять, куда нам идти и что делать со своей жизнью.
При этом сознание может иметь вполне рациональные ответы на вопрос "что делать?": ходить на работу, зарабатывать деньги, ставить забор, ремонтировать автомобиль. Но эти ответы не устраивают наш мозг. Он, как тот Ребёнок, что понял: папочка лишь отмахивается от него, не пытаясь разобраться в том, что ему действительно нужно.
Барон Мюнхгаузен вытаскивал из болота себя сам. Нам придётся повторить его подвиг. Для этого нам понадобиться:
1. Понять, что мы хотим сделать со своей жизнью. Не можем сделать, а именно хотим. Это совсем не одно и то же. "Могу сделать" - это оценка своих возможностей, которая бывает сильно искажена. "Хочу сделать" - это запрос внутреннего Ребёнка, на котором зиждется мотивация, жизнелюбие и смысл жизни.
2. Найти путь к желаемому. То есть найти решение, осуществление которого позволит нам изменить свою жизнь в нужную сторону.
За этими двумя шагами кроется то, что наполняет нашу жизнь смыслом. Без внятных ответов на них, жизнь - просто рутина, марание тетрадки никчёмными закорючками. Смысл прохождения этих двух шагов в том, чтобы увидеть весну за окном, а потом понять, как можно выбраться из душного класса.
Растерянность уходит тогда, когда отыскивается решение. Мы всё ещё в классе, мы всё ещё заняты зубрёжкой. Но теперь-то мы уж наверняка знаем, что делать. Нет больше потерянности, появилась сосредоточенность. Бессознательное перестало оттягивать одеяло на себя: внутренний Ребёнок поверил Папе, нашедшему Путь к свободе...
Скоро в моём закрытом клубе начнётся практическая программа по целеполаганию.