Тема закона и благодати является одной из центральных в Новом Завете. Мы видим, как эти понятия противопоставляются в христианском учении. Подобное противопоставление обусловлено тем, что основанием иудаизма является закон Моисеев. В дохристианскую эпоху евреи связывали свою веру с соблюдением этого закона.
Однако в христианстве появляется совершенно иное основание. Верующие в Иисуса получают оправдание не через дела закона, а по благодати через веру в жертву Иисуса Христа. Дела по-прежнему имеют значение, но определяющим моментом становится не закон, а благодать.
Апостол Павел уделяет этому вопросу серьезное внимание. Наиболее четко тема закона и благодати прослеживается в посланиях к Римлянам и Галатам. В письме верующим Рима Павел излагает суть христианского учения. Это произведение больше напоминает богословский трактат. Апостол последовательно рассматривает темы осуждения, оправдания, освящения, народа Израильского и его отношения к Евангелию, а также вопросы практического христианства. Кроме того, Павел касается темы закона и благодати.
В послании Галатам Павел противостоит ереси, которая действовала в то время. Появилась группа лжеучителей, настаивавших на необходимости обрезания и соблюдения закона Моисеева язычниками. Галаты, которые были ранее наставлены Павлом в сути христианского учения, отошли от истинного благовествования и стали строить свою веру на основании закона. Павел был вынужден написать письмо, чтобы исправить верующих в Галатии и снова наставить их в истине.
Мэтью Генри пишет: «Великой целью и намерением апостола во всем этом было восстановить тех, кто был совращен, утвердить колеблющихся и поддержать сохранивших свою верность».
В этой статье хотелось бы рассмотреть тему закона и благодати в посланиях Павла к Римлянам и Галатам. Нас будет интересовать трактовка данных терминов и противопоставление этих понятий. Это позволит определить концепцию закона и благодати в богословии Павла.
Определение закона и благодати
Прежде чем говорить о законе и благодати, нужно дать определение этим понятиям.
Спрол пишет: «Будучи творениями Божьими, мы также должны поступать по правде. Бог требует от нас, чтобы мы жили в соответствии с Его нравственным законом, открытым нам в Библии».
С этим утверждением нельзя не согласиться. Но закон связан не только с моралью, а является многогранным понятием.
Эрик Нюстрем отмечает, что слово «закон» имеет несколько значений:
1) Слово Божье вообще.
2) Писания Ветхого Завета вообще.
3) Пятикнижие Моисеево.
4) Собрание законов, данных Моисею.
5) Внутренняя побуждающая сила.
В посланиях Павла мы видим, что апостол трактует «закон» по-разному. Данное обстоятельство необходимо учитывать при толковании отрывков Священного Писания.
Благодать – это незаслуженная милость Бога, Его дар человеку. Согласно христианскому учению, мы получением спасение по благодати (Рим. 3:24). При этом некоторые считают, что человеческая воля никак не участвует в вопросе спасения. Подобной концепции придерживались Августин, Лютер, Кальвин. Другие же отстаивают позицию, при которой Божья благодать и человеческая воля взаимодействует. В частности, данную теорию выдвигали Арминий, Джон Уэсли и многие другие. Но мы не будем сейчас рассматривать концепцию предопределения и свободной воли, поскольку тема благодати интересует нас в ином контексте.
Элвелл пишет: «Важно помнить о том, что действие божественной благодати — глубочайшая тайна, превышающая возможности ограниченного человеческого понимания».
С этим нельзя не согласиться. Но есть вещи, которые мы в силах постичь, потому благодать не должна превращаться во вседозволенность. Неверная трактовка концепции спасения по благодати приводит к излишнему противопоставлению закону, что может обернуться беззаконием и зависимостью от греха. Мы оправдываемся по благодати через веру, а не законом, но это не отменяет необходимости жить в соответствии с законом Божьим.
О неверном понимании благодати писал немецкий теолог Дитрих Бонхеффер. В своей книге «Следуя Христу» он утверждал, что такая благодать «означает оправдание греха, по не грешника».
Эта проблема является актуальной и в наши дни, потому мы не должны впадать в крайности, одной из которых является законничество, другой – вседозволенность.
Да, мы избавлены от необходимости соблюдать иудейский закон, но нам все равно нужно жить по заповедям Божьим. Мы призваны любить Бога и ближнего. Оправдание приходит по вере, но вера не отменяет необходимость дел.
Закон и благодать в контексте послания к Римлянам и Галатам
Для обозначения закона в греческом языке используется слово «номос». Именно оно употреблено в посланиях Павла. На русский это слово можно перевести как закон, закон Моисеев, обычай, установление, правило.
В послании к Римлянам слово «закон» и производные от него употребляются более 50 раз. В Рим. 2 гл Павел показывает, что закон имеют не только иудеи, но и язычники. Апостол говорит о моральном законе, который написан в сердце каждого человека. В 3-й главе Павел утверждает, что никто не может оправдаться на основании дел закона (Рим. 3:20). Это связано с тем, что весь закон исполнить просто невозможно. Закон обличает и осуждает нас, потому никак не может оправдать.
Таким образом, Павел постепенно подводит читателей к мысли о необходимости оправдания по вере. Раз старый механизм оправдания не работает, должен быть какой-то другой критерий получения праведности. Этим критерием как раз становится вера, благодаря которой человек получает благодать для спасения (Рим. 3:21-26). Павел богословски упраздняет «закон дел» и вводит понятие «закон веры» (Рим. 3:27).
Мэтью Генри пишет: «Оправдание дается по благодати, по благоволению благости Божией к нам, без каких-либо заслуг с нашей стороны».
Важно понимать, что апостол не отменяет действие закона Божьего, но приходит к переосмыслению данного понятия. Закон приобретает для Павла несколько иной контекст – христианский. Это закон, который утверждается верою (Рим. 3:31).
В Рим. 4 гл Павел показывает, что Авраам получил праведность по вере, а не через дела иудейского закона. В Рим. 5 гл апостол показывает, что закон приводит к проявлению греха. Это связано с тем, что нарушение закона становится преступлением. Когда нет закона, нет и преступления. Грех вменяется только при наличии закона. Однако в этой главе Павел также поднимает тему благодати. Это Божий дар, который стал избыточествовать через Иисуса Христа (Рим. 5:15). Доступ к благодати Божьей мы получаем через веру (Рим. 5:2).
Благодать стала неким противоядием от греха. Это не только незаслуженная милость, но и сила, которая позволяет нам ходить в праведности Божьей. В Рим. 6 гл Павел показывает, что мы умерли для греха. Верующие не могут спекулировать на Божьей благодати и Его всепрощении. Мы не имеем права грешить, прикрываясь благодатью (Рим. 6:2). Она лишает грех власти над нашей жизнью (Рим. 6:14-15). В Рим. 7 гл Павел показывает, что наши проблемы с грехом возникают не от закона как такового. Они связаны с действием греховной плоти, которая не может служить Богу. Мы служим Господу только духом.
В Рим. 8:2 Павел противопоставляет «закон духа жизни» и «закон греха и смерти». Первое отражает природу нового творения, второе показывает проявление греховной плоти. Это можно описать следующим образом: «Завет благодати, заключенный с нами во Христе, есть сокровищница заслуг и благодати, и из этой сокровищницы мы получаем прощение и новую природу, освобождение от закона греха и смерти, то есть как от вины, так и от власти греха – от проклятия закона и от господства плоти».
Таким образом, мы не можем сказать, что Павел полностью противопоставляет закон и благодать. Это противопоставление присутствует в контексте оправдания, но не прослеживается в контексте жизни во Христе. Павел переосмысляет закон и отношение к нему. Верующим во Христа необходим закон духа жизни.
В послании к Галатам апостол много говорит об оправдании через веру. Слово «закон» употребляется здесь 25 раз. В Гал. 2 гл. Павел пишет об оправдании только верой. Здесь тоже приводится тезис о том, что «делами закона не оправдается никакая плоть». В Гал. 2:19 Павел опять говорит о двух законах. Хотя в данном отрывке он их не называет, мы можем предположить, что речь идет о «законе веры» и «законы дел» или «законе духа жизни» и «законе греха и смерти».
Лютер трактует Гал. 2:19 следующим образом: «Словно понуждаемый Духом Святым, он (Павел) называет саму благодать Законом».
Основатель протестантизма стремился к противопоставлению веры и дел, закона и благодати, потому данная трактовка вполне понятна и объяснима.
В Гал. 3:11 говорится об оправдании через веру. В Гал. 3 гл закон показан детоводителем ко Христу. Павел говорит о нем как о необходимости в период дохристианской эпохи. Однако, говоря об обетовании, данном Аврааму, апостол подчеркивает необходимость веры.
Рассуждая об этом, Лютер справедливо заметил: «Авраам был оправдан никоим иным путем, как через слышание Слова обетования, благословения и благодати. И как вменение праведности достигло Авраама посредством веры, так оно достигло и по сей день достигает всех народов. Ибо это Слово Того же Бога, Слово, которое Он адресовал сначала Аврааму, а затем — всем народам».
В Гал. 4:4-5 Павел говорит о том, что Христос подчинился закону и искупил человечество. Однако язычники избавлены от необходимости соблюдать закон Моисеев. Мы получили оправдание и усыновление через веру во Христа.
В Гал. 5:1-4 Павел призывает оставаться в свободе, которую мы приняли во Христе. Он сообщает, что человек, принимающий обрезание, сталкивается с необходимостью соблюдать весь закон. Получается, что попытка оправдать себя на основании закона приводит к тому, что человек отпадает от благодати и остается без Христа. Это обусловлено тем, что здесь прослеживается упование на дела, а не на ту жертву, которая была совершена на Голгофском Кресте.
Утверждая концепцию оправдания по вере, Лютер не отгораживался от закона совсем. Реформатор пишет: «Отрицая, что Закон оправдывает, мы вовсе не уничтожаем и не осуждаем его».
Таким образом, Лютер выступал против неверной трактовки закона, но отводил ему определенное место.
Это сочетается с концепцией Павла. В Гал. 5:14 апостол подчеркивает важнейший элемент морального и иудейского закона. Он сообщает, что суть закона заключается в любви к ближнему. В Гал. 5:16-24 апостол пишет о противостоянии плоти и духа. Приближаясь к Богу, человек начинает меняться, и у него появляются плод Духа Святого. Эти вещи невозможно произвести в себе своими силами. Плод Духа – это не результат подчинения закону, а следствие подчинения Богу и упования на Его благодать.
В Гал. 6:2 Павел употребляет термин «закон Христов». Он говорит о необходимости взаимной поддержки для верующих. Мы призваны носить бремена друг друга. Это любовь, проявленная в действии. Так что Павел рассматривает закон с разных сторон.
Что касается благодати, апостол трактует ее в контексте оправдания, показывает необходимость благодати в жизни верующих. Также Павел подчеркивает роль благодати в призвании: в Рим. 12 гл. он пишет о дарах.
Важность благодати видна из приветствий и заключений в посланиях Павла – апостол употребляет это слово в качестве пожелания для всех верующих. Он понимал, насколько нам всем необходима благодать Божья.
Вывод
Рассматривая тему закона и благодати в контексте посланий Павла к Римлянам и Галатам, важно понимать цели, какими руководствовался автор при создании этих писем. Как уже отмечалось, послание к Римлянам представляет собой последовательное изложение сути христианского учения. Павел показывает, что мы спасены по благодати. Он приходит к переосмыслению закона и трактует его в христианском ключе. Во Христе играет роль не закон дел, а закон веры, закон духа жизни. Павел не отрицает необходимости соблюдать заповеди, но он приходит к пониманию, что у верующего человека происходят внутренние изменения.
Мы умираем для греха (Рим. 6:2), потому не можем вести прежний образ жизни. В этом и проявляется благодать. Мы крестились в смерть Иисуса, и нам необходимо ходить в обновленной жизни (Рим. 6:3-4). Греховная плоть по-прежнему остается в нас. Она активно противится духу. Об этом мы можем сделать вывод на основании Рим. 7:14-25. Там описано как действует закон греха и смерти. Противостоять ему мы можем только жизнью по духу (Рим. 8:1). Поэтому нам необходимо приближаться к Богу. Только так мы укрепляемся духовно, внутри нас начинает проявляться плод Духа Святого.
Рассмотрев концепцию закона и благодати, можно прийти к выводу, что данные понятия противопоставляются друг другу в контексте оправдания. Мы получаем праведность по благодати через веру, а не через дела закона. Дела не приближают нас к Богу. Они не делают нас праведными перед Ним.
Однако это не означает, что нам нужно теперь отвергнуть закон как таковой. Павел употребляет термин «закон Христов». Это означает, что верующим нужно соблюдать заповеди. Нам необходимо любить Бога и ближнего. Не зря Павел сказал, что во Христе имеет силу вера, действующая любовью (Гал. 5:6).
Не стоит забывать и про моральный закон. Если игнорировать важность дел, можно отпасть от благодати. Вера, которая исключает важность обновления, освящения и приближения к Богу, не имеет отношения к настоящему христианству. Такая благодать – это не благодать, а подделка. За настоящей благодатью идут дела веры. Это проявление закона духа жизни.
Если мы приняли Голгофскую жертву Христа и последовали за Ним, нам нужно ходить Его путями, познавать Его, любить Бога и ближнего.