Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Шарль Азнавур о жизни, музыке и о кино

Три стержня Азнавура: Как музыка, кино и Армения создали легенду, которая смеялась над временем. Исследование души человека, который пел, как дышал, и снимал кино, как жил. Если бы Шарль Азнавур был картиной, его следовало бы выставить в Лувре под табличкой: «Триптих: Жизнь, Музыка, Кино. Автор — сама судьба». Но, как известно, Азнавур всегда предпочитал сцену музейным залам. «Жизнь, музыка и кино — три главных стержня моей души», — говорил он, и эти стержни, словно арматура в бетоне, держали его творчество так крепко, что даже время с ним не справилось. «Любой текст имеет собственную мелодию, плохую или хорошую, главное — её расслышать», — утверждал Азнавур. Возможно, поэтому его песни звучали так, будто он подслушал мелодии у ветра, шептавшегося с армянскими горами. Его секрет? Он не сочинял музыку — он её расшифровывал. Даже инструкцию к микроволновке, уверял он, можно спеть со слезой в голосе, если уловить её «ми-минорное» настроение. Азнавур превращал эмоции в звуки так виртуозно,
Оглавление

Три стержня Азнавура: Как музыка, кино и Армения создали легенду, которая смеялась над временем. Исследование души человека, который пел, как дышал, и снимал кино, как жил.

Если бы Шарль Азнавур был картиной, его следовало бы выставить в Лувре под табличкой: «Триптих: Жизнь, Музыка, Кино. Автор — сама судьба». Но, как известно, Азнавур всегда предпочитал сцену музейным залам. «Жизнь, музыка и кино — три главных стержня моей души», — говорил он, и эти стержни, словно арматура в бетоне, держали его творчество так крепко, что даже время с ним не справилось.

Шарль Азнаву́р (при рождении — Шахну́р Вахина́к Азнавуря́н; 22 мая 1924, Париж, Франция — 1 октября 2018, Мурьес, Франция) — французский шансонье, композитор, поэт, писатель и актёр армянского происхождения
Шарль Азнаву́р (при рождении — Шахну́р Вахина́к Азнавуря́н; 22 мая 1924, Париж, Франция — 1 октября 2018, Мурьес, Франция) — французский шансонье, композитор, поэт, писатель и актёр армянского происхождения

Глава 1. Музыка: Когда ноты становятся паспортом

«Любой текст имеет собственную мелодию, плохую или хорошую, главное — её расслышать», — утверждал Азнавур. Возможно, поэтому его песни звучали так, будто он подслушал мелодии у ветра, шептавшегося с армянскими горами. Его секрет? Он не сочинял музыку — он её расшифровывал. Даже инструкцию к микроволновке, уверял он, можно спеть со слезой в голосе, если уловить её «ми-минорное» настроение.

Азнавур превращал эмоции в звуки так виртуозно, что слушатели порой забывали: они плачут не из-за личных драм, а из-за его хриплого баритона. «Музыка — это язык, на котором я разговариваю со всем миром», — скромно замечал он. И мир, как загипнотизированный, отвечал: «Parlez-vous, Шарль, parlez-vous!»

-2

Глава 2. Армения: Родина, которая пахнет лавашом и ностальгией

«Как трудно передать словами тепло, которое я испытываю к Армении», — признавался Азнавур. И действительно — как описать запах свежего лаваша, который, по его мнению, был «лучшим камертоном для души»? Его малая родина оставалась в памяти калейдоскопом красок: горы, цветущие абрикосы, бабушкины сказки под аккомпанемент дудука.

«Армянские мелодии олицетворяют связь с прошлым», — говорил он, и, кажется, именно эта связь заставляла его голос дрожать так, будто в каждой ноте пряталась щепотка армянской земли. Когда журналисты спрашивали, не тоскует ли он по родине, Азнавур парировал: «Я ношу её в себе. Как паспорт. Только без штампа о выезде».

-3

Глава 3. Кино: Когда камера становится зеркалом души

«Кино — это визуальное воплощение моих мыслей», — заявлял Азнавур, и его фильмы были похожи на музыкальные клипы, которые вдруг решили обзавестись сюжетом. От комедий до драм — в каждой ленте он оставлял след своей иронии. Помните его фразу: «Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный — для не умеющих говорить»? Кажется, он снимал кино именно по этому рецепту: смешивал диалоги с нотами, как кофе с коньяком.

-4

Глава 4. Возраст: "Я прошу всего лишь тысячу лет. Не жадничаю!"

«Я не боюсь смерти, я счастлив жить», — заявлял Азнавур, словно бросив вызов законам биологии. Его отношение к возрасту напоминало анекдот: «Мне бы хотелось остаться таким, какой я есть. Ну, или получить тысячу лет — просто из любопытства!» Возможно, он уже начал свой «тысячелетний план»: писал песни, снимал кино и смеялся над теми, кто верил, что пенсия — это финиш. «Мы запрограммированы жить больше века», — подмигивал он, и хочется верить, что его алгоритм ещё не дал сбой.

-5

Эпилог: Три стержня и один секрет

Азнавур ушёл, оставив после себя не просто песни или фильмы, а формулу: «Быть тем, кто ты есть, проще, чем притворяться». Его три стержня — жизнь, музыка, кино — оказались гениально просты. Как армянский лаваш: без изысков, но сытно и на века.

И если когда-нибудь вы услышите его голос, помните: это не запись. Это Шарль проверяет, как поживает его «тысячелетний план». И, кажется, пока смех и дудук звучат в Армении, его мелодия не умолкнет.

P.S. «Молодость — это когда ты ещё не стал “старым хрычом”», — говорил он. Азнавур, судя по всему, так и не успел им стать.

Материалы по теме