Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Василий Кандинский: русский художник и теоретик абстракционизма

Как юрист стал королём абстракции и заставил мир слушать краски От стогов сена до аукционов за $42 млн: История человека, который видел музыку в хаосе Представьте: вы — успешный 30-летний юрист с профессорскими амбициями, но вдруг видите картину Клода Моне «Стог сена» и… бросаете всё. Так начался путь Василия Кандинского — человека, который доказал, что сменить карьеру никогда не поздно, особенно если ты рождён, чтобы перевернуть искусство. Его история — это микс детектива (потомок каторжан и тунгусской княжны!), ромкома (брак с двоюродной сестрой и роман с ученицей) и триллера (убийство вдовы и похищенные шедевры). Но обо всём по порядку. Кандинский родился в 1866 году в Москве, но его корни уходили в нерчинские степи, где предки-купцы когда-то торговали чаем, а не абстракциями. Детство будущего гения — это путешествия по Европе, учеба в Одессе и… юридический факультет. Да-да, тот самый, где он писал диссертацию по политэкономии. Но судьба, как и его картины, любит резкие повороты. В
Оглавление

Как юрист стал королём абстракции и заставил мир слушать краски

От стогов сена до аукционов за $42 млн: История человека, который видел музыку в хаосе

Василий Васильевич Кандинский (4 [16].12.1866, Москва—13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник»
Василий Васильевич Кандинский (4 [16].12.1866, Москва—13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник»

Введение: Когда юриспруденция встречает импрессионизм

Представьте: вы — успешный 30-летний юрист с профессорскими амбициями, но вдруг видите картину Клода Моне «Стог сена» и… бросаете всё. Так начался путь Василия Кандинского — человека, который доказал, что сменить карьеру никогда не поздно, особенно если ты рождён, чтобы перевернуть искусство. Его история — это микс детектива (потомок каторжан и тунгусской княжны!), ромкома (брак с двоюродной сестрой и роман с ученицей) и триллера (убийство вдовы и похищенные шедевры). Но обо всём по порядку.

Глава 1. Из Сибири в Мюнхен: Приключения начинаются

Кандинский родился в 1866 году в Москве, но его корни уходили в нерчинские степи, где предки-купцы когда-то торговали чаем, а не абстракциями. Детство будущего гения — это путешествия по Европе, учеба в Одессе и… юридический факультет. Да-да, тот самый, где он писал диссертацию по политэкономии. Но судьба, как и его картины, любит резкие повороты. В 1896 году, посетив выставку импрессионистов, Кандинский заявил научному руководителю: «Всё, ухожу в художники!» Чупров, наверное, подумал, что студент сошёл с ума. А зря — через пару десятилетий безумие Кандинского назовут гениальностью.

Василий Кандинский — Квадраты с концентрическими кругами (1913 год). 23.8 × 31.4 см. Бумага / Акварель, гуашь, карандаш. В полностью абстрактной работе художник проводит исследование взаимодействия разных цветов и форм. Картину можно считать переходной от эмоциональных и хаотичных абстракций к строгой геометрии, характерной для послевоенного периода творчества.По мнению художника, цвет может вызывать не только физическое воздействие на глаз человека, но и более глубокое, психоэмоциональное.
Василий Кандинский — Квадраты с концентрическими кругами (1913 год). 23.8 × 31.4 см. Бумага / Акварель, гуашь, карандаш. В полностью абстрактной работе художник проводит исследование взаимодействия разных цветов и форм. Картину можно считать переходной от эмоциональных и хаотичных абстракций к строгой геометрии, характерной для послевоенного периода творчества.По мнению художника, цвет может вызывать не только физическое воздействие на глаз человека, но и более глубокое, психоэмоциональное.

Глава 2. Мюнхенский бунтарь, или Как провалить учебу и стать легендой

Переехав в Мюнхен, Кандинский попал в студию Антона Ажбе. Его ранние работы коллеги называли «пёстрыми планчиками», а сам Игорь Грабарь позже язвил: «Талантами он не блистал». Но Кандинский, как истинный бунтарь, решил: если не получается реализм — изобрету свой стиль! Так родились «Фаланга», «Синий всадник» и манифест «О духовном в искусстве», где он заявил: «Цвет — это клавиша, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль». Современники чесали затылки, а сегодня эти строки цитируют как Библию абстракционизма.

Василий Кандинский — Композиция на белом II (1923 год). 105.0 × 98.0. Холст / Масло. Игра взаимного противоречия контрастных цветов – черного и белого – и предельной четкости геометрических фигур искусно придают картины необычайное напряжение, провоцирующее в зрителе сложное чувство тревоги.
Василий Кандинский — Композиция на белом II (1923 год). 105.0 × 98.0. Холст / Масло. Игра взаимного противоречия контрастных цветов – черного и белого – и предельной четкости геометрических фигур искусно придают картины необычайное напряжение, провоцирующее в зрителе сложное чувство тревоги.

Глава 3. Любовь, война и Нина: Роман в стиле «Квадрата Малевича»

Личная жизнь Кандинского — готовый сценарий для сериала. Первая жена — двоюродная сестра Анна (видимо, семейные ужины были очень живописными). Потом — страстный роман с ученицей Габриеле Мюнтер, которая терпела его 15 лет без брака. А в 50 лет он женится на 23-летней Нине Андреевской, родившей ему сына Всеволода. После революции Кандинский метался между Москвой и Берлином, преподавал в Баухаусе, а в 1933-м, спасаясь от нацистов, сбежал в Париж. Нина пережила его на 36 лет, пока не была задушена в шале при загадочных обстоятельствах. Драгоценности украли, а картины — нет. Видимо, воры не оценили абстракцию.

Василий Кандинский — Москва. Красная площадь (1916 год). 51.5 × 49.5 см. Холст / Масло. В 1914 году Кандинскому как гражданину России после начала Первой мировой войны пришлось вернуться на Родину. Здесь он снова пишет пейзажи с налетом импрессионизма, романтические фантазии и даже реалистичные полотна. В 1916 году написаны две картины, сюжеты которых объединены одним городом.Холст «Москва. Смоленский бульвар» показывает столицу заснеженной и умиротворенной. Совсем другим настроением пропитана работа «Москва. Красная площадь». Расплывчатые и динамичные образы передают суматоху и тревожные вибрации большого города.
Василий Кандинский — Москва. Красная площадь (1916 год). 51.5 × 49.5 см. Холст / Масло. В 1914 году Кандинскому как гражданину России после начала Первой мировой войны пришлось вернуться на Родину. Здесь он снова пишет пейзажи с налетом импрессионизма, романтические фантазии и даже реалистичные полотна. В 1916 году написаны две картины, сюжеты которых объединены одним городом.Холст «Москва. Смоленский бульвар» показывает столицу заснеженной и умиротворенной. Совсем другим настроением пропитана работа «Москва. Красная площадь». Расплывчатые и динамичные образы передают суматоху и тревожные вибрации большого города.

Глава 4. Аукционы, рекорды и «пропавший» шедевр

Если бы Кандинский знал, во сколько оценят его работы… В 2017-м «Картина с белыми линиями» ушла за $42 млн, а в 2023-м «Церковь в Мурнау» — за £37,2 млн. Но самый пикантный случай — картина 1928 года «Без названия», украденная в 1984-м из Варшавы и проданная в 2022-м на берлинском аукционе. Польша в ярости, покупатель — в восторге, а Кандинский, наверное, смеётся в ином мире: его искусство всё ещё будоражит, даже когда его крадут.

Василий Кандинский — Синий всадник (1903 год). 55 × 65 см. Картон / Масло. Это произведение искусства считается первым экспериментом в абстрактном стиле Василия Кандинского. Композитор Арнольд Шёнберг, с которым Кандинский вел переписку, после просмотра фотографии работ художника заявил: "Я не могу поверить, что живопись обязательно должна быть предметной". Позднее, в 1911 году, Кандинский и его друг Франц Марк организовали творческое объединение, которое получило одноименное название.
Василий Кандинский — Синий всадник (1903 год). 55 × 65 см. Картон / Масло. Это произведение искусства считается первым экспериментом в абстрактном стиле Василия Кандинского. Композитор Арнольд Шёнберг, с которым Кандинский вел переписку, после просмотра фотографии работ художника заявил: "Я не могу поверить, что живопись обязательно должна быть предметной". Позднее, в 1911 году, Кандинский и его друг Франц Марк организовали творческое объединение, которое получило одноименное название.

Заключение: Слушая цвета, видя музыку

Кандинский научил мир, что искусство — не то, что видишь, а то, что чувствуешь. Его абстракции — это джаз из линий и пятен, симфония, где каждый цвет — нота. Если вы до сих пор не понимаете его работ, возможно, стоит просто расслабиться и… послушать их. Как говорил сам мастер: «Цвет — это сила, которая напрямую влияет на душу». И кто осмелится с ним спорить, когда его «белые линии» стоят миллионы?

P.S. Если после этой статьи вам захотелось бросить работу и стать художником — вините Кандинского. Он мастер провокаций, даже спустя 80 лет после смерти.

Теперь даже те, кто считал абстракционизм «мазнёй», задумаются: а вдруг за этими пятнами — целая вселенная?

Ещё работы Василия Кандинского

Василий Кандинский — Амазонка (1917 год). 16 × 13 см. Стекло / Масло. На полотне запечатлена изящная молодая женщина, одетая в элегантное черное платье, сидящая на грациозном, вороным пером украшенном коне. В это время художник все еще стремится к максимальной реалистичности своих произведений, однако формы предметов уже начинают упрощаться, уступая главенство в изображении цвету.
Василий Кандинский — Амазонка (1917 год). 16 × 13 см. Стекло / Масло. На полотне запечатлена изящная молодая женщина, одетая в элегантное черное платье, сидящая на грациозном, вороным пером украшенном коне. В это время художник все еще стремится к максимальной реалистичности своих произведений, однако формы предметов уже начинают упрощаться, уступая главенство в изображении цвету.
Василий Кандинский — Амазонка в горах (1917 год). Стекло / Масло. В отличие от работы, созданной в том же году, преобладают светлые оттенки цветов на этом полотне. Наш конь теперь белый, а на женщине замысловатое зеленое платье. Однако фон стал темнее и приобрел глубокие синие оттенки. В данной живописи присутствуют искажения реальных пропорций фигур и перспективы, а также яркое заполнение цветовых плоскостей на фигурах. Она также обогащена мотивами народного фольклора.
Василий Кандинский — Амазонка в горах (1917 год). Стекло / Масло. В отличие от работы, созданной в том же году, преобладают светлые оттенки цветов на этом полотне. Наш конь теперь белый, а на женщине замысловатое зеленое платье. Однако фон стал темнее и приобрел глубокие синие оттенки. В данной живописи присутствуют искажения реальных пропорций фигур и перспективы, а также яркое заполнение цветовых плоскостей на фигурах. Она также обогащена мотивами народного фольклора.
Василий Кандинский — Ахтырка. Красная Церковь (1908 год). На холсте предстает перед нами картина - свежая и яркая: ярко-красная и пастельно-белая церковь поверх сверкающих зеленых полей и голубого неба. Таким образом, Василий Кандинский воплотил свои чувства и воспоминания о мирных и радостных родных местах. Это творение было создано в период с 1908 по 1909 годы, когда художник поселился в уютной деревушке Мурнау, окруженной природой Баварских Альп. В это время произошел значимый поворот в творчестве Кандинского: он решил изменить свой стиль выражения и начал создавать абстрактные произведения искусства, которые стали визитной карточкой его таланта.
Василий Кандинский — Ахтырка. Красная Церковь (1908 год). На холсте предстает перед нами картина - свежая и яркая: ярко-красная и пастельно-белая церковь поверх сверкающих зеленых полей и голубого неба. Таким образом, Василий Кандинский воплотил свои чувства и воспоминания о мирных и радостных родных местах. Это творение было создано в период с 1908 по 1909 годы, когда художник поселился в уютной деревушке Мурнау, окруженной природой Баварских Альп. В это время произошел значимый поворот в творчестве Кандинского: он решил изменить свой стиль выражения и начал создавать абстрактные произведения искусства, которые стали визитной карточкой его таланта.
Василий Кандинский — Пляжные картины в Голландии (1904 год). 24 × 32.6 см. Картон / Масло. На этом художественном полотне, нарисованном во время одной из его зарубежных экскурсий, ощущается дух импрессионизма. Широкими и энергичными мазками кисти, художник передает эмоцию и атмосферу этого прекрасного путешествия. Техника, использованная в этом эскизе, напоминает этюд, что придает работе особое очарование и неповторимость. Важно отметить, что Кандинский был синестетиком, у него было редкое явление восприятия, которое позволяло ему "слышать цвета и видеть звуки". Таким образом, его творчество было наполнено не только визуальными образами, но и музыкальными ритмами, что делает его работы уникальными и философскими.
Василий Кандинский — Пляжные картины в Голландии (1904 год). 24 × 32.6 см. Картон / Масло. На этом художественном полотне, нарисованном во время одной из его зарубежных экскурсий, ощущается дух импрессионизма. Широкими и энергичными мазками кисти, художник передает эмоцию и атмосферу этого прекрасного путешествия. Техника, использованная в этом эскизе, напоминает этюд, что придает работе особое очарование и неповторимость. Важно отметить, что Кандинский был синестетиком, у него было редкое явление восприятия, которое позволяло ему "слышать цвета и видеть звуки". Таким образом, его творчество было наполнено не только визуальными образами, но и музыкальными ритмами, что делает его работы уникальными и философскими.
Василий Кандинский — Осень в Мурнау (1908 год). Масло. На полотне, отражающем переходный период от импрессионизма к абстракции, раскрывается изумительный осенний пейзаж, где живописное мастерство воплощено через удачное перенятие влияния Сезанна и Ван Гога. Яркими цветовыми контрастами создается потрясающая игра цвета, обретающая уже собственные глубокие значения и смыслы. Что особенно возвышает эту картины над другими произведениями.
Василий Кандинский — Осень в Мурнау (1908 год). Масло. На полотне, отражающем переходный период от импрессионизма к абстракции, раскрывается изумительный осенний пейзаж, где живописное мастерство воплощено через удачное перенятие влияния Сезанна и Ван Гога. Яркими цветовыми контрастами создается потрясающая игра цвета, обретающая уже собственные глубокие значения и смыслы. Что особенно возвышает эту картины над другими произведениями.
Василий Кандинский — Гора (1909 год). 109 × 109 см. Холст / Масло. На полотне, уже близком к абстрактному искусству, предстают две символические фигуры человеческого тела, обрамленные горой. Картина насыщена основными цветами: синим, желтым, красным, зеленым и белым. Желтый, взятый в расчет художником, предпочтительно земной оттенок, который манипулирует визуальным восприятием и направлен на сближение с человеческим глазом, тогда как синий, наоборот, создает ощущение погружения в глубины. Когда эти два цвета соединяются, каждый излучая свое противоположное движение, рождается зеленый — символ спокойствия.
Василий Кандинский — Гора (1909 год). 109 × 109 см. Холст / Масло. На полотне, уже близком к абстрактному искусству, предстают две символические фигуры человеческого тела, обрамленные горой. Картина насыщена основными цветами: синим, желтым, красным, зеленым и белым. Желтый, взятый в расчет художником, предпочтительно земной оттенок, который манипулирует визуальным восприятием и направлен на сближение с человеческим глазом, тогда как синий, наоборот, создает ощущение погружения в глубины. Когда эти два цвета соединяются, каждый излучая свое противоположное движение, рождается зеленый — символ спокойствия.
Василий Кандинский — Первая абстрактная акварель (1910 год). 109 × 109 см. Бумага / Акварель, чернила. Это произведение искусства, выполненное акварельными красками, представляет собой первую полностью абстрактную картину данного художника. На полотне не прослеживается определенного сюжета, вся концепция работы заключается в "ритмическом" использовании цвета в живописи. Именно в отношении этой картины историк-искусствовед Николай Николаевич Пунин в 1919 году сказал: «Я протестую самым решительным образом против искусства Кандинского. Все его чувства, его краски одинокие, безродные и напоминают уродов. Нет, нет! Долой Кандинского! Долой его!»
Василий Кандинский — Первая абстрактная акварель (1910 год). 109 × 109 см. Бумага / Акварель, чернила. Это произведение искусства, выполненное акварельными красками, представляет собой первую полностью абстрактную картину данного художника. На полотне не прослеживается определенного сюжета, вся концепция работы заключается в "ритмическом" использовании цвета в живописи. Именно в отношении этой картины историк-искусствовед Николай Николаевич Пунин в 1919 году сказал: «Я протестую самым решительным образом против искусства Кандинского. Все его чувства, его краски одинокие, безродные и напоминают уродов. Нет, нет! Долой Кандинского! Долой его!»
Василий Кандинский — Импровизация 10 (1910 год). 120 × 140 см. Холст / Масло. Со всевозрастающим развитием творческого языка в искусстве Кандинского, он создает серии «импровизаций» – полотен, которые отражают эмоции и ощущения. Абстрактные образы призваны побудить зрителя собственноручно расшифровать их смысл.
Василий Кандинский — Импровизация 10 (1910 год). 120 × 140 см. Холст / Масло. Со всевозрастающим развитием творческого языка в искусстве Кандинского, он создает серии «импровизаций» – полотен, которые отражают эмоции и ощущения. Абстрактные образы призваны побудить зрителя собственноручно расшифровать их смысл.
Василий Кандинский — Лирическое (1911 год). 94 × 130 см. Холст / Масло. В 19-ом веке возникла организация, получившая название "Синий всадник". Участники объяснили происхождение этого названия следующим образом: Франц Марк был приверженцем лошадей, а Кандинский - всадников (что явно отражено во многих его произведениях). Синий же цвет, согласно философии художника, символизировал победу над материализмом. Картина написана в характерном стиле художника - с динамичным движением всадника на лошади и только слабо очерченными линиями деревьев.
Василий Кандинский — Лирическое (1911 год). 94 × 130 см. Холст / Масло. В 19-ом веке возникла организация, получившая название "Синий всадник". Участники объяснили происхождение этого названия следующим образом: Франц Марк был приверженцем лошадей, а Кандинский - всадников (что явно отражено во многих его произведениях). Синий же цвет, согласно философии художника, символизировал победу над материализмом. Картина написана в характерном стиле художника - с динамичным движением всадника на лошади и только слабо очерченными линиями деревьев.
Василий Кандинский — Импровизация 31 (Морской бой) (1913 год). 140.7 × 119.7 см. Холст / Масло. В этот период творчества художника характерно использование яркой цветовой гаммы и абстрактных форм на полотне лирической абстракции, которые таинственным образом напоминают очертания кораблей и парусов.
Василий Кандинский — Импровизация 31 (Морской бой) (1913 год). 140.7 × 119.7 см. Холст / Масло. В этот период творчества художника характерно использование яркой цветовой гаммы и абстрактных форм на полотне лирической абстракции, которые таинственным образом напоминают очертания кораблей и парусов.
Василий Кандинский — Композиция VI (1913 год). 195 × 300 см. Холст / Масло. Помимо серии "импровизаций", у художника также была серия "композиций" - произведений, создание которых требовало тщательной подготовки и не было спонтанным. В этой работе художник стремился передать зрителю ощущение катастрофы, и поэтому одно из предварительных названий для полотна было "Потоп". В картинах использовались библейские мотивы, а также передавалось ощущение надвигающейся войны. Согласно биографии Кандинского, несмотря на продолжительную подготовку, сама картина была создана всего за 3 дня. Прежде всего, художник часто повторял слово "наводнение" в процессе работы над этим полотном.
Василий Кандинский — Композиция VI (1913 год). 195 × 300 см. Холст / Масло. Помимо серии "импровизаций", у художника также была серия "композиций" - произведений, создание которых требовало тщательной подготовки и не было спонтанным. В этой работе художник стремился передать зрителю ощущение катастрофы, и поэтому одно из предварительных названий для полотна было "Потоп". В картинах использовались библейские мотивы, а также передавалось ощущение надвигающейся войны. Согласно биографии Кандинского, несмотря на продолжительную подготовку, сама картина была создана всего за 3 дня. Прежде всего, художник часто повторял слово "наводнение" в процессе работы над этим полотном.
Василий Кандинский — Композиция VII (1913 год). 200 × 300 см. Холст / Масло. Данная художественная картина является одним из самых известных произведений этого художника, созданным в период перед войной в Мюнхене. Она является логическим продолжением его предыдущей композиции под названием "Композиция VI". В этой работе художник дополняет мотив потопа другими библейскими темами, такими как воскрешение из мертвых, судный день и райский сад.
Василий Кандинский — Композиция VII (1913 год). 200 × 300 см. Холст / Масло. Данная художественная картина является одним из самых известных произведений этого художника, созданным в период перед войной в Мюнхене. Она является логическим продолжением его предыдущей композиции под названием "Композиция VI". В этой работе художник дополняет мотив потопа другими библейскими темами, такими как воскрешение из мертвых, судный день и райский сад.
Василий Кандинский — Синий круг (1922 год). 109.0 × 99.0 см. Холст / Масло. В 1921 году Василий Кандинский решительно покинул Россию, возглавляясь волнами новых возможностей, и принял вызов от директора прославленной немецкой школы дизайна и прикладного искусства «Баухауз», Вальтера Гропиуса. С этого момента началась новая фаза его творческого пути, которую обозначили как "холодный" период. В его творениях господствуют строгие геометрические формы, устремленные во всей своей неукротимой простоте и сдержанности. Начинают рождаться полотна, в которых чувствуется дух современности, гармония цвета и ритма которых оставляют зрителя словно загадкой, находящейся на стыке высокого искусства и ошеломляющего математического порядка. Василий Кандинский неустанно трудился, создавая произведения, которые стали вехой в современном искусстве, и продолжал воплощать свои великие идеи и эстетические принципы на протяжении всей своей уникальной карьеры.
Василий Кандинский — Синий круг (1922 год). 109.0 × 99.0 см. Холст / Масло. В 1921 году Василий Кандинский решительно покинул Россию, возглавляясь волнами новых возможностей, и принял вызов от директора прославленной немецкой школы дизайна и прикладного искусства «Баухауз», Вальтера Гропиуса. С этого момента началась новая фаза его творческого пути, которую обозначили как "холодный" период. В его творениях господствуют строгие геометрические формы, устремленные во всей своей неукротимой простоте и сдержанности. Начинают рождаться полотна, в которых чувствуется дух современности, гармония цвета и ритма которых оставляют зрителя словно загадкой, находящейся на стыке высокого искусства и ошеломляющего математического порядка. Василий Кандинский неустанно трудился, создавая произведения, которые стали вехой в современном искусстве, и продолжал воплощать свои великие идеи и эстетические принципы на протяжении всей своей уникальной карьеры.
Василий Кандинский — Чёрный и фиолетовый (1923 год). Художник, используя цвет и геометрию, передает свое тревожное настроение и тоску по родной земле. В 1926 году исследования Кандинского в области композиции и геометрических элементов закрепились в его книге "Точка и линия на плоскости". В этой работе художник описывает точку как основополагающий и исходный элемент, а линию - его противоположность.
Василий Кандинский — Чёрный и фиолетовый (1923 год). Художник, используя цвет и геометрию, передает свое тревожное настроение и тоску по родной земле. В 1926 году исследования Кандинского в области композиции и геометрических элементов закрепились в его книге "Точка и линия на плоскости". В этой работе художник описывает точку как основополагающий и исходный элемент, а линию - его противоположность.
Василий Кандинский — Жёлтый, красный, синий (1925 год). 127.0 × 200.0 см. Холст / Масло. Еще одно произведение искусства, исследующее взаимодействие цветов и их воздействие на зрителя. Интересно, что в тот же временной период Пит Мондриан, известный нидерландский художник, также создавал свои всемирно известные работы, используя эту же троицу цветов.
Василий Кандинский — Жёлтый, красный, синий (1925 год). 127.0 × 200.0 см. Холст / Масло. Еще одно произведение искусства, исследующее взаимодействие цветов и их воздействие на зрителя. Интересно, что в тот же временной период Пит Мондриан, известный нидерландский художник, также создавал свои всемирно известные работы, используя эту же троицу цветов.
Василий Кандинский — Последовательность (1935 год). Картина, созданная художником в поздний период его творчества, была написана после его переезда из Германии во Францию. На этих полотнах художник заменил строгую геометричность биоморфными сюрреалистическими образами. Напоминая нотный стан, данная картина позволяет зрителю "услышать" само искусство.
Василий Кандинский — Последовательность (1935 год). Картина, созданная художником в поздний период его творчества, была написана после его переезда из Германии во Францию. На этих полотнах художник заменил строгую геометричность биоморфными сюрреалистическими образами. Напоминая нотный стан, данная картина позволяет зрителю "услышать" само искусство.

Материалы по теме