С конца 1990-х гг. исследование шаманизма стало междисциплинарной областью – к историкам, этнологам и фольклористам присоединились нейрофизиологи и психологи. Стали проводится научные эксперименты по изучению погружения шаманов в измененное состояние сознания (ИСС) с использованием компьютерной обработки ЭЭГ и других приборных показателей.
В обыденном сознании, и некоторых специальных работах черная магия (черные шаманы) ассоциируются с колдовством, чем-то негативным, а «белая» магия – со знахарскими в основном лечебными практиками. Иное мнение о разграничении «черного» и «белого» шаманизма было выявлено при опросе практикующих шаманов.
Представители различных вариантов магико-мистических и магико-медицинских практик считают работу «верхних чакр» более светлой и тонкой, а «нижних» – более грубой и сильной. Белые шаманы работают на «высоких» энергиях, которые у них соотносятся в первую очередь с мозгом. «Низовые» энергии более грубые и… сильные. Они требуют бОльших усилий и физических затрат шамана, а их воздействие может оказаться разрушительным для человека. Серьезная работа, особенно та, которую надо осуществить быстро, делается, по его представлениям и опыту, именно на «низовом» уровне – второй («половой») «чакры».
Что ощущают шаманы?
Большинство шаманов свидетельствовали о различных ощущениях при погружении в ИИС: головокружении, затрудненном дыхании, тошноте, рвоте, кашле, болях, позывах к дефекации, мочеиспусканию и т.д.
У шаманов, работающих с низовыми чакрами возникает сексуальное возбуждение; при глубоком погружении в ИСС – говорение на языках, чувство внутреннего жара нечувствительность к действию высоких и низких температур, к физической боли.
Спонтанные ритуальные действия могут выливаться в мощный танец с прыжками, кружением, переворотами, падениями, что сопровождается дикими криками, истерическим хохотом, рычанием, страшными гримасами и падением с переходом в оцепенение:
«…этот дух тебя закручивает так, что мало не покажется… потом очнешься – не знаешь, что с тобой было».
При проведении опытным шаманом весеннего ритуала, посвященного Кочакану, божеству, связанному с культом плодородия, многие присутствующие шаманы испытали ощущение астрального секса.
Шаманка, легко погружающаяся в очень глубокие состояния, «…каталась там так и ноги задирала, что всем было понятно, что происходит с ней…».
Сама она позже говорила о состоянии сильнейшего возбуждения, которому невозможно было противостоять:
«Мы поднялись на нашу Большую гору (Улуг таг). Вдруг меня кто-то свалил на горе на землю. Я не поняла, что со мной произошло. Вдруг я получила такой секс (космос)!»
Может ли подобная деятельность привнести в системы оздоровления человека, продления жизни и способствования долголетию? Почему у приобщившихся к шаманским практикам часто случаются… инсульты? Что следует за попытками заставить работать мозг в режимах, несвойственных многим людям?
Использованная литература
Дорошко К.Г. Анализ теоретических основ выделения характеристик измененных состояний сознания