Следующей остановкой в нашем камчатском трипе стал долгожданный полёт в сторону Курильского озера. На самом деле он до последнего висел на тоненькой ниточке, так как погода была нелётной. То туман, то дождь, а то и сильный ветер.
Благо экскурсия устроена так, что она не сгорает, если вертолёт не может вылететь, а переносится на следующий день, и так до победного. Мы очень беспокоились, что с нами два дня не будет связи во время морской прогулки, так как оставались ночевать неподалёку от Русской бухты, но, к счастью, операторы учли этот момент и перенесли нас на ещё более поздний рейс.
Если же вы будете планировать путешествие по Камчатке, то учитывайте момент погоды при планировании, оставляя 3-4 дня в запасе и/или с возможностью перетасовывать намеченные на них события, меняя местами.
А пока мы в очередной раз встали ни свет ни заря, чтобы, не открывая глаз, дойти до места сбора, погрузиться в автобус, везущий нас к вертолётной площадке.
Вертодром, заточенный для обслуживания туристов, представляет собой небольшой аэровокзал с очень насыщенным трафиком.
Если честно, то я ожидал небольшую площадку, куда нас привезут, посадят в вертолёт и дальше оно само как-нибудь разрешится. Нет, вокзал небольшой, но в нём есть где посидеть, перекусить и даже туалеты с зарядными станциями присутствуют, а так же аниматоры, развлекающие детей и небольшой парк для тех, кому душно внутри и он уже точно знает, когда вылет.
К счастью, нам не пришлось долго ждать вылета. Где-то в течение часа после прибытия нас вывели на лётное поле, посадили в микроавтобус и, как в настоящем аэропорту, подвезли к летательному аппарату, готовому везти нас в рейс.
Места занимаются по принципу: кто успел, тот и сел, потому нам очень повезло попасть на незанятые кресла со своим иллюминатором, такая роскошь досталась не всем.
Вертолёт - машина достаточно шумная, потому говорить в салоне невозможно, а, чтобы пресечь любые попытки этого, на борту раздают наушники.
Потому привыкаем к тарахтению машины, расслабляем булки и наслаждаемся видами.
А посмотреть есть на что, особенно учитывая неторопливый темп полёта, позволяющий насладиться красотами в полной мере.
Долго ли, коротко ли, но вот мы и подлетаем к первой остановке в нашей сегодняшней программе — Курильскому озеру.
Вообще, получается, что это единственная из камчатских программ, где первая же остановка — главное событие, а все последующие просто приятное дополнение. Ведь, когда мы ездили к Авачинскому перевалу, то сначала посетили Халактырский пляж, потом русло сухой речки, покормили сусликов и лишь затем попали на конечную точку маршрута.
Можно сказать, что наш самостоятельный поход на Мишенную был сразу к цели, но нет, там мы прошлись по полузаброшенному району Петропавловска-Камчатского, потом пособирали грибы в лесу и лишь затем поднялись на вершину.
О том каким длинным был путь к Русской бухте я рассказывал буквально на минувшей неделе.
Строго говоря, мы даже на рынок попали через фудкорт…
А уж какие заковыристые пути нас ждут дальше…
Тут же сразу на Курильское озеро. Мы даже сначала подумали, что это всё. Сейчас послушаем про заповедник, посмотрим на мишек за решёткой, покатаемся на катере, поедим и домой.
На наше счастье всё было не так просто и куда более насыщено. Пока же нас инструктировали на тему безопасности (с рук ни медведей, ни чаек, ни рыб не кормить, в озере не купаться, домой живность не забирать и балалайками не светить) в преддверии прогулки к самому большому медвежьему углу если не в мире, то России точно.
Первых медведей нам показали достаточно скоро. Медведица с двумя медвежатами спокойно сидела на расстоянии вытянутой руки за электрическим ограждением. Этакий парк юрского периода, но с реальными животными.
Чтобы не смущать животину, нас отвели на смотровую башню, с которой можно было вдалеке рассмотреть и других косолапых, охотящихся на нерестящуюся в здешних водах рыбу. Для удобства лова мишкам даже поставили специальную загородку под видом того, что рыб считают, но мы-то знаем.
Приставленные к нашей группе сотрудники заповедника рассказали, что в этом году нам не очень повезло, так как за пару лет до нашего приезда, а дело было в августе 2022-го, случился мор рыбы, что повлёк за собой снижение популяции медведей, которые просто не успели зажироваться и не пережили спячку.
Потому мишек было не так много, как обычно, хотя с непривычки всё равно как-то много. Зато не редкостью было встретить двух и, как говорят лесничие, трёх медвежат в одном помёте, так как медведи неплохо чувствуют, когда популяцию надо восстановить, несмотря на отсутствие льгот и материнского капитала.
После краткого ввода в курс медвежьего дела нас посадили на два катера, которые с ветерком понесли нас в более дикие уголки заповедника.
Причём пару десятков медведей мы по дороге насчитали.
Район Курильского озера - это очень живописное место. Несмотря на то, что у нас была не такая идеальная погода, как хотелось бы, окружающим пейзажам это никак не вредило, а, может, даже добавляло фактурности и глубины за счёт контрастов, дымки и туманов.
Медведей наше присутствие мало смущало, молодой самец дёрнулся было в нашу сторону, показывая всю свою мощь, но быстро отвлёкся на проплывающего мимо лосося и забыл о надоедливых лодках.
Знакомство с медведями занимает где-то полтора часа. За это время вам расскажут про заповедник и покатают на катере, потом вернут на вертолётную площадку и отправят в дальнейшее путешествие.
И многое будет зависеть от погоды. Так как следующей остановкой значится памятник природы ландшафтно-геологического характера — кальдера вулкана Ксудач.
Дело в том, что, если погода не позволяет совершить посадку на необорудованную площадку и/или пилоты просто посчитают это небезопасным, то видом придётся любоваться только из иллюминатора, но в этот раз нам повезло, низкая облачность приподнялась, потому вертолёт без промедления сел.
В кальдере находятся два озера - Ключевое и Штюбеля, которые можно наблюдать с места посадки.
Примерно 1400 лет назад начал расти конус Штюбеля, доросший сейчас до 70 метров.
В 1907-м году случилось мощное извержение, которое этот конус частично разрушило, а заодно обеспечило пеплопадом окрестности вплоть до Охотского моря, да что там, даже в Европе упала интенсивность дневного света, а сумерки начинались раньше положенного.
Сейчас активности вулкан не проявляет, но вдоль берегов озера бьёт великое множество горячих источников, где температура воды достигает 70-ти градусов.
Прямо тут искупаться, к сожалению, не дадут, но забегу немного вперёд и расскажу, что последней остановкой будет как раз таки термальная река, правда берущая своё начало у другого вулкана.
Остановка в кальдере не очень большая, на всё про всё дадут 15-20 минут, но в целом этого достаточно, чтобы оценить размах данного природного образования.
А если повезёт с погодой, то можно увидеть и другие вулканы.
Пока суд да дело, нас начал теснить другой вертолёт, летящий перекрёстным маршрутом.
Слегка полихачив, что вызвало у нашего пилота бурю матерных эмоций, экипаж притёрся к нашей машине, сдувая в обрыв головные уборы и мелкие вещи неподготовленных туристов.
Сами туристы остались на месте, по крайней мере освободившихся мест в салоне не наблюдалось. Может, чужих подбросили?
Но вот и наш черёд взлетать, сдувая с ног недавно прибывших. Стюардесса, исполняющая роль экскурсовода (или наоборот?) старательно пытается собрать на борт отстающих, которые всё ещё намерены подлезть к краю обрыва за улетевшей кепкой.
Впереди нас ждёт предпоследний перелёт к горячим источникам и не менее горячему обеду.
Это, пожалуй, самая короткая часть маршрута. Только устроишься поудобнее, а уже пора готовиться к посадке.
Сначала вертолёт снижается, потом ты видишь в иллюминаторе облагороженную территорию, и вот уже взлётно-посадочная, населённая механическими стрекозами.
Судя по количеству воздушного транспорта, сюда свозят все вертолётные экскурсии, возвращающиеся аэропорт, а может быть даже есть отдельные «маршрутки» чисто для тех, кто хочет искупаться в вулканической реке.
При этом территория достаточно просторная для того, чтобы не просто всех вместить, но и не толкаться лишний раз.
Сама река очень горячая, её температура колеблется от 50 до 70 градусов в зависимости от времени года, интенсивности активности вулкана и прочих трудноконтролируемых факторов.
Потому только самые смелые и натренированные окунаются в неё на неподготовленном берегу около раздевалок.
Остальные же идут ниже по течению к месту, куда подвели холодные источники снизив температуру до 35-40 градусов, к которым сравнительно быстро привыкаешь, начиная получать удовольствие от процесса.
Течёт вся эта благодать с вулкана Ходутка. В последний раз он извергался пару тысяч лет назад, что по геологическим меркам — вчера, потому всё ещё считается активным и потенциально опасным, что не мешает тысячам туристов посещать район.
На обед и водные процедуры даётся примерно полтора-два часа, и пролетают они незаметно. Вроде только пригрелся, а уже солнце клонится к закату, а стюардесса созывает всех к освободившемуся столу.
Нагревшись, наевшись и набравшись впечатлений, мы возвращаемся на борт вертолёта, что вскоре отвезёт нас в Петропавловск-Камчатский, чтобы уже на следующий день мы стартовали в сторону Дачных источников, а так же восхождения на вулканы Мутновский и Горелый, но это уже совсем другая история…
На этом я пока прощаюсь с вами. Спасибо, что дочитали, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропускать выход новых материалов о наших путешествиях по России и за её пределами.
До новых встреч!
P. S.
Если вы захотите повторить наш опыт, то настоятельно рекомендую не искать турфирмы, организующие перелёт, а обращаться напрямую в авиакомпанию Витязь-Аэро, так как пакет услуг будет тем же, но вам не придётся платить посреднику лишние 10-15%.