Найти в Дзене

К 150-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Милиоти (28 января 1874, Москва — 26 декабря 1962, Париж)

Н.Д. Милиоти. 1951 г. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 2. Фотография.
Н.Д. Милиоти. 1951 г. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 2. Фотография.

«Я родился в 1874 году в Москве на Воздвиженке, в живописной татарской столице с сорока сороками церквей и часовен. Я происхожу из очень богатой семьи промышленников со стороны моего отца и из военного дворянства со стороны матери. Фамилия, которую носят члены моей семьи происходит от старинного византийского царского рода Комненов, которые жили в Стамбуле и после падения империи. Самое имя Miliotter означает милосец – житель древнегреческого острова Милос, где высеклась из мрамора прекраснейшая Венера. Именно здесь проживали те, чья кровь течет в моих жилах», — так начинаются автобиографические записки российского художника, видного представителя русского символизма Николая Милиоти.

Н.Д. Милиоти. Автопортрет. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея.
Н.Д. Милиоти. Автопортрет. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея.

Оставим на его совести название Москвы «татарской столицей», – художнику это позволительно, а вот дальнейшее повествование про происхождение фамилии и род Милиоти заслуживает пристального внимания. Царственная поступь предков читается едва ли не в каждом из чарующих полотен Николая Дмитриевича. Он писал картины-сновидения, пейзажи-миражи, фантастико-аллегорические сюжеты в совершенно особой, манящей и неповторимой манере.

Само детство будущего художника, казалось, подвигло его к предстоящему поприщу: с 1878 по 1884 год его семья снимала часть дворца князя Льва Михайловича Голицына, оставившего имение и переехавшего в Санкт-Петербург. Прекрасный дворец, построенный знаменитым итальянским архитектором XVIII века Доменико Жилярди, изобиловал работами мастеров эпохи Возрождения – и это отозвалось в сердце ребёнка: «Помню, как я стоял у балконной двери на цыпочках и вдруг увидел огромную пихту, за которой шел спуск к пруду. На другом берегу возвышалась знаменитая Античная беседка со статуей Аполлона и фронтон Конного двора, украшенный клодтовскими конями. Это было Чудом, Сном, Раем».

Н.Д. Милиоти. Венера. 1907 г. Холст, масло 48х36 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Н.Д. Милиоти. Венера. 1907 г. Холст, масло 48х36 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

Так что не приходится сомневаться, почему в 1894 году Милиоти выбрал Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его педагогов были Валентин Серов, Константин Коровин, Леонид Пастернак. В эти же годы он познакомился с членами кружка Павла Кузнецова – позднее их тесная дружба приведет к созданию легендарного художественного объединения «Голубая роза», а затем и «Мира Искусства». Молодые символисты считали, что «Искусство вечно, едино и свободно», источник его – душа, а «инструмент» – свободный творческий порыв.

В ту пору произведения Николая Милиоти, часто бессюжетные, расплывчатые, завораживали зрителя нарочитой загадочностью. Но одновременно это были обдуманно построенные и стройно организованные композиции. Как писал художественный критик Сергей Константинович Маковский, «из волшебного грота Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок... их воздействие не внешнее, физическое, а психологическое; в красочных аккордах почти всегда сложные, острые признания. Рассказ отсутствует, отвергнута определенность образов, а творческое намерение остается идейно-символическим».

Н.Д. Милиоти. Страница из альбома с карандашными набросками. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Бумага, графитный карандаш.
Н.Д. Милиоти. Страница из альбома с карандашными набросками. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Бумага, графитный карандаш.

На фоне других «голуборозовцев», как их впоследствии стали называть в художественной среде, в большинстве своём юных, ещё не определившихся с формой и стилем, Милиоти слыл менее непосредственным, менее таинственным, но более зрелым и опытным мастером, уверенно владеющим формой и рисунком. Маковский был очарован этим: «Его лиловые, розовые, знойно-синие вихри, опаловые и смарагдовые дожди, изумрудные россыпи – не случайные красивые пятна, но обдуманный, строго вылепленный узор. Они пластичны; в этом их особенная прелесть. И в них тоже лиризм нежной символики: певучий ритм Верленовских признаний и “райские кущи” Бодлера».

Увлечённый в ту пору эпохой «фижм и париков», художник создаёт множество изысканных портретов, но, тем не менее, одной из главных тем творчества Николая Дмитриевича остается та самая, впечатлившая ещё в детстве, богиня красоты Венера, которой посвящается множество картин. Идея «вечной весны и жизни», мечта о «золотом веке» человечества, сожаление о навсегда исчезнувших из жизни людей чудесах и красоте — вот темы, что влекли художника. И всё же жизнь распорядилась иначе.

Н.Д. Милиоти. Страница из альбома с карандашными набросками. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Бумага, графитный карандаш.
Н.Д. Милиоти. Страница из альбома с карандашными набросками. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Бумага, графитный карандаш.

В августе 1914 года Милиоти был мобилизован и в чине прапорщика артиллерии воевал в Карпатах, где стал окопным офицером, знающим о войне не понаслышке. Петроградская газета «День» сообщала: «По свидетельству его боевых товарищей, он вёл себя безукоризненно в смысле хладнокровия и распорядительности. Обычно нервный и впечатлительный, в бою он спокоен, выдержан, деятелен. Солдаты его батареи к нему искренне привязаны».

Освободиться от воинской службы Милиоти смог только весной 1917 года, получив, однако, и заслуженную награду – Золотое оружие. Но рисунок и цвет жили в нем все это тяжелое время. Неслучайно на страницах его дневников продолжают скучать и радоваться дамы в пышных кринолинах, райские цветы; и лишь на последних страницах – зарисовки с войны.

Н.Д. Милиоти. Страница из альбома с карандашными набросками. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Бумага, графитный карандаш.
Н.Д. Милиоти. Страница из альбома с карандашными набросками. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Бумага, графитный карандаш.

Кто же ведал бурной весной 1917 года, что впереди, за Октябрём, будет слом эпох и стилей, переезд за границу. И, как оказалось, – не временно, а навсегда.

Николаю Милиоти в эмиграции пришлось пережить многое. Почти за 40 лет жизни, которые художник прожил в Париже, он преподавал в Русской художественной академии Т.Л. Сухотиной-Толстой, Институте декоративного искусстве, вместе с Н. Гончаровой и М. Ларионовым оформлял спектакли марионеток в «Театре деревянных комедиантов», сотрудничал со множеством журналов и галерей. В этой пестрой смене картин собственной жизни были творческие поездки в Италию, Германию, США, Испанию, большая персональная выставка в Биаррице. Он писал портреты Марины Цветаевой, Надежды Тэффи, Александра Зилоти (внука Павла Третьякова, создателя Третьяковской галереи).

Н.Д. Милиоти. Страница из дневника. 4 ноября 1904 г. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Автограф.
Н.Д. Милиоти. Страница из дневника. 4 ноября 1904 г. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1. Автограф.

После смерти Николая Дмитриевича Милиоти в 1962 году в его дневнике остались строки: «Жизнь не остановится после нашего исчезновения. Как мила мне Россия, ее леса, ее поля, ее цветы, птицы и люди! Глядя на эти легкие, темные, прозрачные тени на зеленой траве и песке дорожек, вспоминаю я русский пейзаж и Левитана. Пусть я исчезну. Ни солнце, ни весеннее возрождение, ни травы, ни звери не исчезнут – все вечно – и счастье было жить среди них назначенную мне жизнь на земле!»

* * *

Очарование полотен Николая Милиоти захватило и его близких, которые даже через много лет не были готовы расстаться с его как художественным, так и письменным наследством. До сих пор основная часть архива бережно хранится у внучки художника – Елены Юрьевны Милиоти.

Визитная карточка Н.Д. Милиоти с засушенным растением. На обратной стороне – адрес от руки. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1.
Визитная карточка Н.Д. Милиоти с засушенным растением. На обратной стороне – адрес от руки. Без даты. РГАЛИ. Ф. 803. Оп. 1.

В РГАЛИ отложилась лишь небольшая часть документов – в личном фонде Н.Д. Милиоти. Фонд небольшой, насчитывает всего 25 единиц хранения в двух описях, однако здесь хранится альбом с его эскизами и набросками, письма на русском и французском языках, автопортреты и автобиографические заметки, дневники с 1896 по 1915 гг. Эти документы, безусловно, представляют самый живой интерес для исследователей творческого пути Николая Дмитриевича, – ведь по ряду причин его жизнеописание сегодня собирается буквально по крупицам.

В.А. Васенкова, главный специалист РГАЛИ