Найти тему
Айгиз Хусаинов

"Прокачка персонажа" в реальной жизни:как работает социальный рейтинг в КНР

В ряде городов на территории Китайской Народной Республики на протяжении около пяти лет тестируется проект социального рейтинга. Это как в играх, где нужно прокачивать персонажа, благодаря чему он получает определенные плюшки по геймплею, только в реальной жизни. За время существования проект оброс таким количеством мифов и дискуссий на тему допустимости этого явления в принципе, что можно запутаться. В то же время власти КНР не спешат делиться подробностями, однако мы решили разобраться в имеющейся информации.

Что из себя представляет социальный рейтинг?

По словам китаиста Леонида Ковачича, соцрейтинг в Китае — это автоматизированная система норм, правил и ограничений на разных уровнях в равной степени. К ним относятся как этические и моральные, так и законодательные нормы. Сам проект базируется на местном законодательстве, технологиях и нормативных актах.

Согласно задумке, четкое следование прописанным правилам власти будут поощрять, а за нарушения, соответственно, наказывать. Как пояснил Ковачич, таким образом Коммунистическая партия намерена сформировать у граждан определенные поведенческие паттерны и самоцензуру.

Нечто подобное действует в западных странах — система скоринга, с помощью которой банки и прочие кредитные организации оценивают платежеспособность граждан. Однако система соцрейтинга в Китае распространяется на все сферы жизни, а не только на финансовую.

По данным The Guardian со ссылкой на Национальный центр публичной кредитной информации, в качестве наказания в 2018 году власти отказали гражданам в приобретении авиабилетов 17,5 миллиона раз. Запреты также касались покупок билетов в поездах бизнес-класса или бронировании номеров в лучших отелях.

Когда появилась эта система?

Активную разработку начали вести примерно с 2013 года после прихода к власти Си Цзиньпина. При этом сама по себе необходимость в создании подобной системы появилась еще на рубеже веков. Как отмечают некоторые журналисты, исследующие этот вопрос, необходимость создания соцрейтинга возникла на фоне опасений, что в связи с экономическим развитием в обществе может появиться запрос на демократию и политсвободу.

Среди самых известных примеров, где была внедрена система социального рейтинга — город Жунчен. Местным жителям присвоили стартовые баллы: за хорошие поступки они приумножались, и граждане получали определенную выгоду. Например, они могли без залога арендовать транспорт или записаться к врачу вне очереди. Тем же, кто часто нарушал установленный порядок, грозили разные наказания. Например, по информации Beijing News, 17 отказавшихся нести военную службу в 2017 году китайцев были лишены права поступать в вузы, продолжать учебу или подавать документы в среднюю школу.

Проступками, которые могли негативно отразиться на личном рейтинге, считались не только какие-то серьезные нарушения закона, но и бытовые ситуации вроде задержания отправления поезда или курения в самолете. Образцовые граждане, согласно системе, это люди, которые активно участвуют в мероприятиях культмассового сектора или привлекаются к общественной работе.

Принцип работы

Один из главных столпов, на которых зиждется вся система социального рейтинга, — это big data. Данные собирают центральные, региональные и муниципальные органы власти, частные субъекты, после чего вся информация передается в общий доступ. Ее сортируют алгоритмы, после чего идет фильтрация на так называемые черные и красные списки, в соответствии с которыми распределяются поощрения и наказания.

Управляется система, если начинать «сверху», Государственным советом — самым влиятельным органом власти в правительстве Китая. Определенные новшества вводят правительственные департаменты и ведомства, включая Центробанк и Верховный народный суд.

Помимо каких-то физических действий, совершаемых гражданами, власти также отслеживают их поведение и в сети. Так, например, чиновники могут искать нарушения, которые свидетельствовали бы о распространении антиправительственной идеологии. Но, конечно, львиная доля работы выполняется не представителями власти напрямую, а алгоритмами — искусственный интеллект может выносить предупреждения. Технологический прогресс скакнул настолько, что ИИ может даже выявить на видео антиправительственные митинги и заблокировать такой контент для просмотра пользователями.

Граждане КНР делятся на несколько категорий в соответствии с социальным рейтингом

У каждого есть «стартовый капитал» в размере тысячи баллов. Жителей КНР анализируют специалисты Единого информационного центра по 160 тысячам разных критериев.

Рейтинг более 1050 говорит о том, что перед вами образцовый гражданин категории ААА, 1000 баллов имеют китайцы с рейтингом А+, с 900 — В. Если же сумма баллов ниже 849 — это уже категория С, представители которой вызывают подозрения. Таких людей могут запросто уволить из госструктур. Граждане с ниже, чем 599 баллами — это категория D. Таких не возьмут на работу даже в такси, и у них в целом есть проблемы с трудоустройством. При этом таким жителям маловероятно одобрят кредит, продадут авиабилеты или даже позволят арендовать велосипед, в то время как гражданам из категории А+ дадут возможность воспользоваться транспортом бесплатно. Человеку с рейтингом С предоставят условный велосипед или автомобиль под залог.

Роль социального рейтинга в обществе настолько велика, что с людьми из категории D порой даже боятся заговорить, так как кто-то может сообщить властям об общении с человеком из «черного списка» — тогда другому грозит также понижение рейтинга на несколько пунктов. Кроме того, само по себе небольшое количество баллов ведет к публичному порицанию.

Повысить свое положение можно за счет заботы о пожилых членах семьи, хороших отношений с соседями и помощи малоимущим, донорства, поддержки правительства в сети, наличии хорошей кредитной истории и т.д.

Чем грозит низкий рейтинг?

В первую очередь, конечно, запретами. Мы уже писали выше о прецеденте в 2018 году с отказом в покупке билетов. В 2019 году было зафиксировано уже 23 миллиона подобных случаев, а по итогам 2022-го увеличение числа отказов примерно вдвое.

Рейтинг взрослых сказывается на дальнейшей судьбе детей — так, например, если родитель имеет недостаточное количество баллов для хотя бы среднего уровня согласно системе, это может помешать студентам и школьникам посещать некоторые университеты и школы. В 2018 году одному учащемуся отказали в поступлении в вуз по причине того, что его отец числился в «черном списке» из-за долгов.

Устроиться на работу при низком социальном рейтинге также непросто. При принятии решения о приеме на работу работодатели могут обратиться к тем самым «черным спискам», чтобы вынести окончательный вердикт. Для госслужащих действуют еще более жесткие правила — по некоторым источникам, кандидатам на некоторые посты нужно иметь не ниже определенного количества баллов на момент подачи заявки.

Наказания могут коснуться и частной жизни — как сообщали некоторые издания, могут забрать даже собаку! Так, в 2017 году в восточнокитайском городе Цзинань ввели рейтинговые параметры для владельцев собак. С владельцев вычитали баллы за то, что животное находилось на улице без поводка или провоцирует общественные беспорядки. В случае, если рейтинг будет близок к нулю, власти уполномочены были забрать питомца.

Система социального рейтинга в ряде регионов стала применима и к юридическим лицам — за плохие отметки предприятия подвергались бОльшему количеству аудиторских проверок или госинспекций, чем более успешные конкуренты.

Что при этом думают сами граждане о такой системе?

В интернете почти не найти отзывов о социальном рейтинге от самих китайцев, однако они все же встречаются.

Китайский социолог Чжан Лифань, например, заявил, что современному обществу просто необходима такая система из-за глубокого дефицита доверия. По словам специалиста, об этом свидетельствует рост преступности в бизнес-сфере. Согласно данным исследования Revealing the True Cost of Financial Crime, чуть меньше половины бизнес-организаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе стали жертвами мошенничества, краж или других финансовых преступлений.

Один китайский бизнесмен упомянул, что поведение людей становится только лучше за счет введения системы социального рейтинга. «Теперь, когда ведем машину, мы всегда останавливаемся перед пешеходными переходами. Если вы не остановитесь, вы потеряете свои баллы. Сначала мы просто беспокоились о потере баллов, но теперь мы к этому привыкли», — сказал он.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что система социального рейтинга — это своего рода процесс воспитания граждан государства вне зависимости от возраста, пола и других критериев. Хорош ли такой подход и поможет ли он людям стать лучше, или это ограничение прав и свобод — решайте сами. Что думаете?