Найти тему
Логопед с тобой

Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет

Речь ребенка в 2 года формируется за счет активного развития всех психических процессов. Мышлениепомогает в сравнении разных предметов между собой, внимание позволяет больше времени уделять на слушанье рассказов взрослых, а память и восприятие совершенствуются, и все вместе приводит к полному освоению норм родного языка.

Ребенок в возрасте 2-ух лет уже неплохо овладевает речью, что позволяет ему общаться с близкими, сообщать о своих впечатлениях, объяснять, что хочется и нравится и наоборот.

Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает около 100-200 слов. Это количество, на котором не стоит заострять внимание, потому что все индивидуально, у каждого ребенка своя скорость пополнения активного словаря.

Дети употребляет много существительных (60% всего словаря) и глаголов (в среднем 25%). Наблюдаются также и прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги и наречия. Звукоподражания встречаются в речи ребёнка реже (би-би вместо слова машина). Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова (вместо бегемот – микикот).

Органы артикуляции ребенка в этом возрасте сильно укрепляются, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако многие звуки речи все еще не достигают нормы, как бы малыш не старался.

Какие особенности речи могут быть у детей в этом возрасте?

Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (Маша – мася, кошка – коська). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (ЛАК – ляк, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (столик – толик, шкаф - каф). Но также у детей часто нарушается группа свистящих звуков.

В таком возрасте вышеперечисленные нарушения могут быть физиологической нормой. Не нужно переживать, если в речи детей отсутствуют звуки свистящих, шипящих групп и соноры (р / л).

В целом, различия между речевым развитием детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть явными. Одни дети к 3 годам осваивают большинство звуков родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют смазанную речь с отсутствием множества звуков. Некоторые дети не говорят от слова совсем.

При полном отсутствии речи или ограниченном количестве имеющихся слов в данном возрасте, родителям стоит срочно обратиться к таким специалистам, как невролог, логопед или дефектолог.

Какие признаки задержки развития речи бывают в этом возрасте?

  • ребёнок затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
  • ребенок не использует слова для общения;
  • активный и пассивный словарь накапливаются крайне медленно;
  • плохо строится короткая фраза или полностью отсутствует;
  • у ребенка наблюдается тонус мышц лица;

Дорогие родители, если вы интуитивно понимаете, что с речью ребенка что-то не так, то ради своего спокойствия обратитесь к логопеду и неврологу. Не забывайте, что лучше обращаться к тому специалисту (неврологу), который часто видит детей с речевыми нарушениями. Это важно. Поэтому ищите людей с хорошими рекомендациями и отзывами реальных людей.

Спасибо за внимание,

Ваша Маша🍃