Кажутся они семейной сагой и отчасти мыльной оперой, но вообще-то это стопроцентный философский роман.
Когда Томас Манн принёс в издательство роман толщиной с телефонный справочник, ему из чистого человеколюбия предложили сократить рукопись, чего юный автор - реально юный, 25 лет - делать не стал.
Издательство было не чужое, Fischer-Verlag, он там уже свои рассказы публиковал. Так что по знакомству, перекрестившись, книгу таки издали. И правильно сделали, потому что роман попал в какую-то нефтяную жилу читательских потребностей, получил Нобелевку и кормил издательство и автора много-много лет.
В романе много ярких, полнокровных, обаятельных образов, вкусных описаний семейных праздников, осязаемый образ Любека, родного города Томаса Манна, хотя в тексте сам город ни разу по имени не назван.
Но автор всё же ни на минуту не забывает невесёлый подзаголовок книги - история упадка одного семейства. Здесь описаны несколько поколений бюргерского рода. Первое поколение представлено Иоганном Будденброком, вольтерьянцем и вольнодумцем, исключительно блестящим предпринимателем и купцом.
Его сын - ну надо же, тоже Иоганн - трудится на торговом поприще вполне успешно, но уже чуть менее уверенно чувствует себя в мире и нуждается в опоре в виде религии. Записывая семейные события в особую книгу, он каждый раз сопровождает свои записи религиозными рассуждениями и просьбами о благословении свыше.
Большая часть текста романа посвящена третьему поколению Будденброков - Томасу, Тони, Кристиану и Кларе, которые являются воплощением ослабления основ, ухода традиционных бюргерских ценностей. Ни буржуазные принципы, ни религия не могут дать им ориентиров в жизни. Они уходят от представлений 19 века к опасным и зыбким вещам нового времени - критицизму, философии, творчеству, и мистицизму.
И представитель четвёртого поколения, сын Томаса Будденброка, названный в честь деда и прадеда Иоганном, нежная душа и одарённый музыкант - так и останется при своём детском имени Ганно, ибо жизненная сила рода оказалась исчерпана, и он подвёл черту под историей своей семьи - в том числе буквально:
Он выпрямился, небрежным движением взял в руки линейку и перо, приложил линейку чуть пониже своего имени, еще раз окинул взглядом все это генеалогическое хитросплетение и спокойно, ни о чем при этом не думая, почти машинально, провел поперек всей страницы аккуратно двойную черту, сделав верхнюю линию несколько более толстой, чем нижнюю, как полагалось в арифметических тетрадках. Затем он склонил голову набок и испытующим взглядом посмотрел на свою работу.
После обеда сенатор позвал его к себе и, нахмурив брови, крикнул:
— Что это такое? Откуда это взялось? Это ты сделал?
На мгновение Ганно даже задумался — он или не он? — но тут же ответил робко, боязливо:
— Да!
— Что это значит? Зачем ты это сделал? Отвечай! Как ты смел позволить себе такое безобразие? — и сенатор ударил Ганно свернутой тетрадью по лицу.
Маленький Иоганн отпрянул и, схватившись рукой за щеку, пролепетал:
— Я думал… я думал, что дальше уже ничего не будет…
Роман написан действительно сильно, в эту семью вживаешься, персонажи становятся практически родными, и все торжества и несчастья вызывают сопереживание и отклик.
Любите семейные саги? А Томас Манн вам как? Он вообще-то действительно больше по части философских романов... "Волшебную гору" обожаю вообще))