Противостояние между игроками на ПК и консолях достигло невиданного накала.
Консольщики и ПК-игроки обливают друг друга потоками яда, доказывая превосходство своей платформы.
Доходит до оскорблений! «ПК-бояре» против «консольных холопов», сторонники «удобной и безопасной консоли с нераскрытым потенциалом» против «кривых драйверов, нестабильности и необходимости менять железо каждый год».
Но... Кто, собственно, прав? У кого в этой «войне флейма» больше аргументов и сильнее позиция? Давайте разбираться.
«Консольные боги» против «ПК-бояр»
Давайте начнем с того, что обе стороны, мягко говоря, пристрастны. И те, и другие всячески превозносят свою платформу и принижают чужую.
«ПК-бояре» говорят, что консоли — это примитив для ламеров, неспособных разобраться с ПК и попасть мышью в иконку. А консольщики — отвечают тем, что ПК — это криво, неудобно и переустановка ШИНДОВС раз в три дня. И так далее, далее, далее...
Истина, как водится, где-то рядом. Поэтому я предлагаю сравнить аргументы сторон «лоб в лоб»: аргументы «ПКшников» против аргументов консольщиков — и посмотреть, в чьих словах больше правды.
Апгрейды против стабильности
ПК-игроки часто хвалятся, что могут настраивать графику в играх под себя. Убрать лишние тени, поднять частоту кадров или повысить за этот счет качество физики. Подкрутить дистанцию отрисовки и разрешение текстур. А то и вовсе инвестировать три зарплаты, проапгрейдить железо до уровня суперкомпьютера NASA с Ryzen 7/RTX 4090 и запускать все в 4К/120FPS на максималках!
Консольщики на это заявляют: да, апгрейдить консоль нельзя. Зато игры на ней идеально оптимизированы под конкретное железо. Разработчики выжимают из консоли все возможное — к примеру, «раскрывают» 30 FPS в динамическом 4К. При этом на консоли игры никогда не вылетают, не тупят и не нуждаются в полюбовном тестировании сообществом.
Они проверены командами QA Sony и Microsoft, да и в целом созданы для требовательного рынка, не готового жонглировать хотфиксами на хотфиксы и фанатскими патчами. Все работает как часы с первого запуска.
Кто прав? Как я вижу, обе стороны преувеличивают. И да, владелец ПК может гонять в игры на ультра-настройках, если готов менять железо каждые 2 года — или настроить игру так, чтобы она запустилась и выглядела красиво даже на откровенном «пылесосе».
Но и у «закрытой» консоли есть свои плюсы в виде стабильности и отсутствия глюков. И,главное, обе стороны не имеют того, чего хотят.
Здесь, пожалуй, ничья.
«Игровая приставка — это просто ухудшенный компьютер»
Любимый аргумент ПК-игроков: мол, консоль по сути обычный ноутбук среднего уровня, причем даже без экрана в комплекте. И соревноваться она может разве что с ПК среднего уровня, устаревшим на одно поколение — приводя в пример тот факт, что в PS4 стоял чип-аналог Radeon HD 7850 нескольколетней давности уже на момент выхода консоли (!) и процессор без L3-кэша.
Да и на новом поколении — видеокарта аналогичная RTX 3070 и процессор-аналог Ryzen 3 поколения: тоже, прямо скажем, не топовые модели ПК-рынка. В этом есть доля правды.
В консолях действительно стоит процессор и видеокарта класса «ниже среднего». Собрать аналогичный ПК можно примерно за те же деньги. Только ПК потом можно будет проапгрейдить по желанию, «докинув» пару планок ОЗУ, сменив видеокарту или проведя комплексный, но бюджетный апгрейд к релизу нового поколения консолей.
«Консольные боги» на это отвечают просто: «Подождите пару лет, разработчики РАСКРОЮТ нашу консоль и запустят на ней то, что на ПК и не снилось!».
Ну а пока приходится терпеть 30 FPS в 720p, «растянутые» до 4К...
Зато на весь жизненный цикл консоли, а это порядка пяти лет, игроку больше не надо ничего докупать!
Опять же, есть доля правды в обоих аргументах. Да, консоль слабее среднестатистического игрового ПК. Но нельзя отрицать и «раскрытие потенциала» со временем, и простоту эксплуатации консоли, которая будет «просто работать», выдавая в меру красивую графику до последнего дня жизненного цикла поколения.
Поэтому в этом раунде я бы не стал определять победителя.
Моды или безопасность?
ПК-игроки не устают твердить, что важный плюс ПК — полный контроль над играми. Они могут как угодно модифицировать свои игры, ставить неодобренные разработчиками моды, русификаторы, патчи: вплоть до прямой инъекции DLL или патчинга EXE-файла самой игры, позволяющего модифицировать даже то, что разработчики «модить» запретили.
Для каждой ПК-игры существуют десятки модов — хоть графические, хоть геймплейные, хоть полные конверсии в другой жанр. А еще ReShade и SweetFX — полноценные «швейцарские ножи» для тюнинга графики, позволяющие сделать старую игру визуально свежей — или придать игре новой альтернативный облик.
Консольщики на это заявляют: зато у нас безопасно и стабильно!
Моды, если и есть, то только официальные, из магазина приставки, гарантированно работающие и не несущие угроз. А на ПК, скачивая всякие моды на сомнительных форумах, можно подцепить вирус и потерять все данные!
Опять же, есть рациональное зерно в обоих заявлениях. Действительно, свобода моддинга на ПК почти безгранична, зато есть риск нарваться на зараженный мод. А консольные моды официальные и безопасные, зато их мало и они ограничены политикой магазинов. Снова ничья?
Фрагментация против монополии
ПК-игроки часто жалуются, что на консолях царит монополия платформодержателей. Из-за этого цены завышены, скидок почти нет, регионального ценообразования тоже. А вот на ПК есть конкуренция магазинов, можно купить в том, где дешевле. Некоторые даже вспоминают ехидный анекдот:
— А как работает 4К-гейминг на консоли?
— А это когда игры 4999 рублей стоят!»
Консольщики парируют — зато у нас единый магазин приставки со всеми играми. А на ПК каждая игра требует своего лаунчера, магазина, аккаунта. Получается каша из десятков разных приложений, чтобы запустить свою библиотеку.
В целом тут тоже есть рациональное зерно с обеих сторон. Действительно, единый магазин консоли удобен. Но монополия приводит к завышению цен. А на ПК есть выбор магазина и ценовая конкуренция, но приходится иметь кучу лаунчеров.
Пожалуй, здесь можно присудить крошечное преимущество в сторону ПК: все же, агрегаторы лаунчеров вроде GOG Galaxy уже имеют место быть, и решают именно эту проблему — а региональные цены остаются.
Платный онлайн против закрытия серверов
ПК-игроки ругают платный мультиплеер на консолях. Дескать, несправедливо платить ежемесячно или ежегодно просто за возможность играть онлайн в уже купленную игру!
Консольщики заявляют в ответ — зато у нас онлайн живет вечно! Благодаря подпискам сервера не закрываются даже для старых игр. А на ПК через пару лет мультиплеер просто отрубают, и ничего не поделаешь.
Здесь, пожалуй, правы консольщики. Подписка неприятна, но ради вечноживущих серверов её можно потерпеть. А вот когда на ПК закрывают сервера — это трагедия. И она навсегда.
Эксклюзивы, или «Спасибо за бета-тест, консольщики»
Раньше главным козырем консольщиков в спорах были эксклюзивы. У Sony, Nintendo и Microsoft были игры, доступные только на их платформах. И аргумент «у вас нету <вставить название эксклюзива>» было не отразить.
Но времена меняются. Теперь даже Sony выпускает свои эксклюзивы на ПК: God of War, Horizon Zero Dawn, Spider-Man, The Last of Us и многие другие уже доступны в Steam и EGS. А у Microsoft и вовсе сразу все игры выходят на Xbox и ПК, минуя Playstation.
Более того, даже если говорить о «эксклюзивах PlayStation» — часть из них стала, внезапно, эксклюзивами ПК. В ту же Beyond: Two Souls вы сможете поиграть на ПК, но не на PS5. Как пример.
В итоге, сейчас у ПК самая широкая библиотека игр со всех платформ, и, в дополнение к ней, множество эксклюзивов. Это и стратегии Paradox, и Rimworld с Factorio, и культовая трилогия S.T.A.L.K.E.R., и MMORPG вроде World of Warcraft... Список можно продолжать.
Пользователи PlayStation по-прежнему заявляют, что у них тоже есть эксклюзивы, пусть и временные, на год-два. На что ПК-игроки ехидно отвечают:
«Спасибо вам за бета-тестирование, мы подождем ПК-версии. Кстати, а почему вы тот же “Тарков„ сами только на стримах смотрите?».
Здесь преимущество ПК очевидно: огромная библиотека игр плюс сотни эксклюзивов. Да, на консолях тоже есть несколько знаковых эксклюзивов, но их все меньше с каждым годом.
Санкции против торрентов
Еще один набирающий популярность аргумент ПК-игроков — это уход западных компаний с российского рынка из-за санкций.
Sony и Microsoft покинули Россию, заблокировав доступ к цифровым магазинам. Более того, Sony пошла дальше и забанила аккаунты с уже купленными играми — фактически отобрав их у игроков!
А вот на ПК все иначе. Steam и другие сервисы продолжают работать.
Да, новинки от русофобских студий могут не поступать официально. Но в это же время ПК-игрок может просто скачать любую игру от такой компании-«оскорбинки», если они так ненавидят русских на стороннем портале — или купить в обход региональных ограничений игру прямо вместе с аккаунтом.
При этом ни Steam, ни GOG уж точно не отбирали уже купленные игры. Так что ПК-игроку гарантирован доступ к своей библиотеке при любом раскладе.
А вот консольщик остался с заблокированной приставкой и пустым аккаунтом.
И если сейчас консольные игроки нашли способ обхода ограничений (хотя ранее купленное, само собой, не вернут), то что будет завтра — сказать нельзя.
Однозначное (и жирное) очко в сторону ПК как платформы.
Проблема читов
А здесь уже консольщики нападают на «ПК-бояр»: у вас, дескать, каждый второй — читер-экстрасенс с прицелом, прилипшим к голове. И ни черта вы сделать не можете.
Тогда как у нас — идеальная закрытая платформа, где читы невозможны физически.
На это, впрочем, ПК-геймеры не стесняются ответить, что ВСЕ консольщики — читеры, потому что у них есть автодоводчик для геймпада, тогда как на ПК — читерят только некоторые. Равно как напоминают, что есть устройства и для консолей, позволяющие выполнять макросы и убирать «в ноль» отдачу.
Тем не менее, в этой номинации победа однозначно за игроками на консолях — по очевидным причинам: для тех, кто хочет равных (но не обязательно честных: помним про доводчики) условий консоль с выключенным кроссплеем будет единственным вариантом.
Подводя итоги. Что лучше, компьютер или консоль?
Итак, дорогие товарищи коллеги, начинаем считать очки. По большинству пунктов — у нас ничья. Однако.
В сторону консоли говорят следующие факты:
- «Вечнозеленые» сервера — поиграть в онлайне можно даже в игры эпохи PS3.
- На консолях нет читеров. Почти.
А в сторону ПК можно однозначно «вывернуть» такие позиции:
- На ПК игры дешевле за счет региональных цен.
- Как ни иронично, но сегодня именно на ПК шире всего библиотека игр и больше всего эксклюзивных проектов — даже если брать только AAA и не заглядывать за ширму по имени «вторая страница Steam».
- Санкции — ПК-боярину не помеха
И кто прав в этой борьбе бобра с ослом?
В целом, консоли по-прежнему имеют свои плюсы в виде простоты, удобства, стабильности работы. Но ПК вырывается вперед по многим параметрам — и если раньше противостояние ПК и консолей было скорее вопросом вкуса и привычки, то теперь ПК демонстрирует конкретные преимущества. И для многих игроков он становится предпочтительным выбором.
Что будет дальше? Практика покажет. Но, как мне кажется после «разбора» вопросов, тонущий консольный шлюп пора если не бросать, то, по меньшей мере, задуматься: а так ли ценны преимущества закрытой экосистемы Xbox или, тем более, Playstation? По крайней мере, в России.
Статью для вас подготовил: А. Борчанов