Это случилось в конце июля 1944 года, когда наши части на территории Белоруссии завершали разгром немецкой группы армий “Центр” входе операции Багратион. В районе деревни Малиново или Малинова сошлись русские и немецкие танкисты, и противник показал, что несмотря на стратегический разгром, в тактическом плане он еще оставался крайне грозным зверем.
Тогда, части 5-го танкового корпуса, а если быть точнее, то 41-го танковая бригада была направлено в село для замыкания окружения вокруг остатков немецкой 290-й пехотной дивизии. После того, как Малиново было занято, командир 5-го ТК приказал частям бригады, под командованием полковника Корчагина выслать разведотряд в направлении станции Залуми, чтобы занять железную дорогу, которая шла через Двинск. С одной стороны, местность не располагала к стремительному передвижению танков: сплошные болота и леса, с другой стороны надо было занять железнодорожное полотно – последнюю ниточку через которую противник остатками сил мог вырваться. Разведывательным отрядом командировал капитан К.И.Орловский, который в будущем получит звание Героя Советского Союза, однако посмертно.
Кроме того, штаб фронта под командованием небезызвестного Еременко решил дать еще более широкую цель: начать штурм Двинска или же Даугавпилса. Тем временем в районе Малиново появилась немецкая авиация, которая обстреляла наш разведотряд в составе 2-х танков Т-34-85 41-й тбр и 2-х танков ИС-2 из состава 1-й роты 48-го гв. оттп, а за самолетами в бой пошли и немецкие самоходки. Разведотряд, а также основные части 41-й тбр в составе танкового батальона, вместо изначальных планов были вынуждены отражать удар противника. Для многих танкистов, которые прибыли в качестве пополнения 18-19 июля этот бой стал первым и для большинства последним. Немцы, осознавая, что могут помочь своим окруженным частям выдвинули из Двинска последний козырь: танки “Тигр” из состава 2-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Командиром этой роты был никто иной как обер-лейтенант резерва танковых войск Отто Кариус, который воевал еще с июня 41-го года.
Кариус при этом не решился действовать в лоб, а отправил основную часть танков обход села Малиново, а на своем танке поехал по шоссе. План был классический: сковать клиньями из Шутгов и “Тигров” основные силы наших танкистов, а после нанести удар в тыл или во фланг, тем самым развалив оборону. Но всё для нас оказалось куда печальнее: дело в том, что никакого охранения, на шоссе которое шло через Двинск не было, и это направление оказалось свободным. Хотя Мороз просил Орловского прикрыть тылы! В результате чего Кариусу открылись все наши танки, которые он начал нещадно расстреливать. Неизвестно почему капитан Орловский не поставил никаких постов, и в итоге это стало его роковой ошибкой. Танк Кариуса уже зашел в Малиново, расстроив наши оборонительные ряды, за ним шла машина Альберта Кершера, который до этого у Кариуса был наводчиком, а после сам стал командиром.
В итоге, уничтожив машины которые стояли южнее деревни, среди которых был Т-34-85 №410 капитана Орловского и Т-34-85 №420, а также два танка ИС-2 лейтенанта Г.Р. Ромазанова и лейтенанта В.А. Березина, немцы двинулись дальше. Ударив в спину частям танкового батальона, которым командовал капитан Иван Мороз, уничтожили еще шесть машин. В этот момент наши танкисты на ИС-2 из состава 48-го гв. оттп попытались помочь, однако потеряли еще три машины.
В своих мемуарах Кариус вспоминал про застрелившегося русского офицера у которого была звезда Героя Советского Союза, кто же им был? Это командир батальона Иван Мороз, у него же немцы и нашли документы которые касались планов наступления. Впрочем, на груди 23-х летнего офицера немцы на самом деле обнаружили не золотые, а красные звезды, ибо героем Советского Союза Иван Мороз, как и Константин Орловский станут уже в 1945 году. Немцы похоронят наших самостоятельно, а через пять дней Малиново будет повторно отбито у противника.