Здорова, народ!
Сейчас для оппозитчиков, наверное, самые лучшие времена. Поскольку не только широко доступны какие хочешь детали, но и накоплен богатый опыт по ремонту и доработке мотоциклов. Вместе с тем, как и раньше, есть несколько проблем, которые являются практически не разрешимыми. К одной из них можно отнести подтекание масла из главной передачи.
Владельцы оппозитов пытаются побороть "сопливость" редуктора самыми разными методами. В том числе и такими странными, как использование в качестве смазки не трансмиссионного масла, а литола или солидола...
Наиболее эффективным способом сделать главную передачу сухой и чистой считается установка импортных сальников. Однако помогает это не всегда. Поскольку проблема отечественных резиновых уплотнений вовсе не в том, что они "плохо держат". У них просто срок службы не велик.
Очень часто выходит так, что человек, озадачившись качественным ремонтом, ставит в редуктор, например, сальники Кортеко, и ожидает получить, тем самым, отличный результат. Но не получает. И главная передача как текла, так и течет.
Судя по информации в сети люди, пытавшиеся разобраться с обозначенной проблемой, видят в качестве ее причины кривизну ступицы. По малопонятным причинам эти детали, даже производства СССР, выполнены из рук вон плохо, и биение посадочного места под сальник колеблется в пределах 0,1-0,2 мм.
Проточить в этом месте ступицу, как мне казалось, не трудно. Равно как и подобрать сальник другого размера. Однако когда я принес деталь токарю и объяснил ему ситуацию, он отнесся к моей просьбе без особого энтузиазма...
Вообще, в принципе, производство токарных работ по металлу является достаточно специфичной деятельностью. И выполнять ее не только на профессионально основе, но и хорошо, может далеко не каждый. Вероятно именно этим объясняется то, что все токаря, с которыми я общался в разных городах на протяжении более чем 25 лет, являлись очень своеобразными людьми.
Как сейчас помню, приехав на постоянное (как мне тогда казалось) место работы в один населенный пункт, я, первым делом, стал искать себе единомышленников по тюненХу своего мотоцикла и токаря, который сможет мне в этом помочь. Люди эти были найдены. Первый остался другом на всю жизнь, а вот второй....
Набросав чертеж, я отнес его в какую-то (не помню сейчас уже какую) организацию и отдал мужичку, сидевшему в промасленной спецодежде возле монструозного вида токарного станка. Он с серьезным видом осмотрел с разных сторон мою бумажку и сказал, что все сделает. В лучшем виде. Далее мужичок велел приходить через неделю (так как сейчас занят) и глубокомысленно затянулся папиросой.
Ровно через семь дней я пришел в токарку и увидел, что дядька сидит на том же самом месте, задумчиво хмурит брови и курит все ту же папиросу. Обратив на меня взор он сказал, что пока не готово, у него куча работы, и мне нужно придти ровно через такой же срок
Так я ходил к токарю два месяца. Каждый раз он встречал меня сидя на одном и том же месте и на одном и том же стульчике, с папиросой и задумчиво-хмурым выражением лица. Его станок покрывался пылью и ржавчиной, но ответ всегда был один и тот же: "я очень занят, приходи через неделю". И ни увеличение суммы гонорара, ни попытка продавить вопрос через руководителя организации не могли сломить ситуацию....
В городе, в котором я сейчас живу, есть несколько людей, выполняющих токарные работы по металлу. Один человек делает очень хорошо. Но дорого. Только за установку детали в патрон станка нужно заплатить 500 рэ. Другой чуть дешевле, но и качество работы похуже.
Третий, по его словам, работал на авиационном заводе. Поэтому делает хорошо и не дорого. Но...
- Сделаешь вот это?
- Да, сделаю. С тебя 1500 рублей. Хотя нет, не буду.
- Почему?
- Не хочу. Возиться много. Иди обточи болгаркой. Тогда сделаю. За 300 рублей.
Или вот так:
- Сможешь вот эти детали выточить? Здесь точно надо. Под запрессовку. Натяг 0,01-0,02 мм. Я микрометры и нутромер принесу.
- Хорошо, неси.
Приношу инструмент, показываю чертеж, отдаю инструменты. Токарь брезгливо морщится и говорит: "Я нутромер последний раз еще при СССР видел, у шлифовщика на авиационном заводе. Токаря ими не пользовались. И микрометры свои убери. Я с ними никогда не работал.".
Однако железяки делает. Измеряет штангенциркулем и валявшимися под рукой подшипниками. Получается не плохо. С точностью до 0,01 мм....
Когда я принес ему ступицу, он носился в состоянии крайнего раздражения по токарке и злобно шипел: "Я их потерял.....", "Бл....дь, я никогда ничего не терял, ни денег, ни инструментов, ничего, а он их потерял, сс......ка!! Второй раз уже!!!".
Желая немного успокоить токаря (ему же железки мои делать!) и расположить в свою сторону, я попытался пошутить и осторожно порасспрашивал, что случилось. Он пояснил, что к нему уже в третий раз обращается некий гражданин с просьбой изготовить заглушку.
Выполняя работу в первый раз, токарь очень старался и сделал все как можно лучше. Но деталь была утеряна... Со второй он уже возился не так сильно, и вышло похуже. Ее заказчик тоже где-то посеял. Третья была выполнена как попало. Но цена осталась такая же, как и в первые 2 раза - 3000 рублей. За заглушку с резьбой размером 50х50 мм и каким-то болтиком посередке (последний вариант его уже, кстати, не предусматривал).
Несколько смягчившись токарь сказал, что ступицу он проточит, но результат не гарантирует. Единственно, как ее можно установить в патрон - это на разжим, а точность кулачков там так себе. У шлифовщиков на авиационном заводе кулачки были прошлифованы (не проточены!), а он свои снаружи даже не протачивал - необходимости в этом нет.
Обработав деталь, он взял с меня 100 рублей и вновь вернулся к заказу того самого рассеянного дядьки. Но шипеть и материться уже перестал. Положительная энергетика оппозитного железа, вероятно, подействовала...))
Притащив ступицу домой, я установил ее на крышку редуктора и промерял индикатором часового типа. Выяснилось, что в лучшую сторону ничего не изменилось. Биение 2 десятки. И посадочное место стало тоньше...
В данной ситуации мне видится два пути ее решения.
Первый. Изготовить оправку, запрессовать ее в посадочное место подшипника ступицы и зажимать уже за нее. В принципе, должно получиться, но за эту самую переходную деталь придется заплатить примерно 1,5 - 2 тысячи. И еще 100 рублей за проточку.
Второй. Промерить ступицу индикатором часового типа, пометить ее и, по индикатору же, установить в патрон токарного станка. Но, скорее всего, уже у другого токаря. Этот на такую провокацию вряд ли согласится. На любые измерительные инструменты, кроме штангенциркуля, у него аллергия...
Визит к другому токарю обойдется, думаю, рублей 700...
Теоретически, можно уболтать моего друга с авиационного завода и заплатить ему 100 рублей. Я, в принципе, при наличии желания, могу уговорить кого угодно на что угодно. Но для этого, в данном случае, потребуется потратить некоторое количество нервных клеток. Которые, как известно, не восстанавливаются....
На данный момент обозначенный вопрос пока остается открытым. Но, и не особо важен он, на самом деле, поскольку его решение не является архисложным. Основная проблема совсем в другом. Сейчас расскажу в чем.
Честно говоря, первоначально я не планировал выравнивать ступицу. Поскольку эластичности сальника, по идее, должно хватить на то, чтобы компенсировать имевшееся биение. В частности, Котов и Капустин пишут, что износ ступицы в указанном месте допускается до 0,5 мм включительно. По этой причине я поставил шестерни, запрессовал ступицу на крышку, прикрутил все это на корпус редуктора и посмотрел что в итоге получается. А вышло совсем плохо. Перекос ступицы относительно корпуса составил около 1 мм.
Как вам такое? Компенсировать данный дефект не получится никаким, даже самым модным и дорогим сальником. В связи с этим было принято решение ровнять привалочные плоскости крышки и корпуса редуктора.
До этого крышка уже протачивалась, однако проверка индикатором выявила биение чуть меньше двух десяток при максимальном допуске в семь соток. Произошло это в связи с тем, что крышку не очень удобно зажимать в патрон токарного станка. Да и сам патрон, думаю, не особо ровный.
Немного поразмыслив, я решил заказать специальные оправки. Одна из них должна будет напрессовываться на крышку вместо подшипника, а другая - на место втулки игольчатого подшипника корпуса.
Получилось вот так.
Я предполагал, что проточка с помощью данных оправок позволит обработать поверхности с необходимой точностью. С крышкой, в принципе, так и получилось. Измерения индикатором показало биение в районе 7-8 соток, что является допустимым.
Установить то, насколько хорошо обработан корпус редуктора, у меня возможности нет. Поэтому я частично собрал его и посмотрел, что в итоге вышло. А вышло на букву "х". И не в смысле, что хорошо. Ступица встала несколько ровнее, но все равно далеко не по центру.
Чем объяснить данный феномен, я не знаю. Оправка изготовлена достаточно точно, за одну установку, и она не вставляется, а запрессовывается с небольшим натягом в корпус. То есть перекоса быть не должно. Но он есть...
Помимо течи масло данный дефект также грозит заклиниванием игольчатого подшипника. Что, собственно, я и наблюдал. При попытке прижать крышку к корпуса ступицу насмерть зажимало, и вращаться она категорически отказывалась.
В качестве решения проблемы можно рассмотреть повторную обработку корпуса. Но теперь уже на фрезерном станке.
Или, например, колхозный вариант - выбрать зазор тонкими регулировочными шайбами.
Но мне, честно говоря, уже несколько поднадоело ходить по металлообработчикам. Денег на эти хождения потрачена куча, а результат пока практически никакой. Поэтому попробую прибегнуть к "дедовскому" способу - сошлифовать редуктор на наждачной бумаге на стекле.
Чего у меня в итоге получится, расскажу в следующих публикациях.
Всем добра!