Найти тему
clastat

ШКАТУЛКА, но не малахитовая

При слове "шкатулка" лично мне сразу вспоминаются сказы П. Бажова "Малахитовая шкатулка" и представляется зелёный сундучок, как на этой статуэтке, ЛЗФИ, 1970-х годов.

Хотя признаюсь, "зелёный сундучок" у меня тоже есть; но не малахитовый, а фарфоровый Сысертского ФЗ, 1970-х годов. Размеры: 10х13х10.

Есть и ещё одна вещица этого завода. Правда, может, эта "Рыбка" считается сахарницей. Но уж больно она мала, поэтому используется тоже, как шкатулка.

Вообще, на мой взгляд, все фарфоровые и керамические шкатулки интересны. И не важно, принадлежат ли они известному производству или маленькой мастерской, не имеющей торговой марки.

Надо заметить, что к шкатулкам во все времена и во всех странах относились серьёзно: в них хранили важные документы, любовную переписку, деньги, украшения, а иногда даже яд. И несомненно шкатулки служили предметами декора. Некоторые сейчас стоят больших денег и являются редкостью. Как, например, три шкатулки Дулёвского ФЗ "Россия", "Украина", "Белоруссия", 1956-й год. Автор: Н. Малышева.

Редкостью считается и вот эта композиция Дулёво "Будка с собакой и курами", 1955-й год. Автор: А.Г. Сотников.

А я имею бледное подобие последней шкатулки. Изделие Бронницкого ФЗ "Будка с собакой", 1970-е годы.

Поражает разнообразие материалов, из которых выполняют шкатулки. Даже в пределах своего дома и, даже не обращая внимания на коробочки из пластмассы, я нашла самые неожиданные варианты. Вот шкатулка из оникса.

Очень люблю эту симпатичную стеклянную шкатулку, украшенную металлом.

А вот просто металлическая шкатулка с жостовской росписью.

-11

А иногда попадается какая-нибудь красивая упаковка, которую выбросить жаль; и позже она превращается в шкатулку. Так получилось с этой старинной металлической коробочкой, в которой храню мелкие брошки. Есть подозрение, что она из-под мыла, которое закончилось ещё до моего рождения.

Коротко остановлюсь на металлической шкатулке "Сова", родом из Туниса. Сразу скажу: как шкатулка, она неудобная - высокая и узкая. Поэтому по назначению никогда не использовалась, и головку-крышечку "Совы" мы приклеили. Но тут интересна техника исполнения "клуазоне". Считается, что она - изобретение вездесущих китайцев. Известны китайские вазы "клуазоне". Но в странах Магриба (Северная Африка) мастера по металлу издревле этот способ широко использовали. Техника перегородчатой эмали "клуазоне" такова: металлическую (как правило, медную) проволоку припаивают к фону по рисунку, а ячейки заполняют разноцветной эмалью. Затем обжигают.

Вообще-то потом китайцы свои вазы "клуазоне" полируют, но в Тунисе этого не делают. Поэтому все перегородки прощупываются, да и визуально видны.

Ничего не написала про деревянные шкатулки, но об этом в следующей статье.