Вариант 11 сборника ФИПИ-2025 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)
В этой статье:
- проанализируем текст Вигдоровой
- составим план к сочинению 13.3 с образцом готового сочинения
- составим план к сочинению 13.2 с образцом готового сочинения
Начнём с толкования понятия:
Сочинение 13.3
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём может проявляться сила характера?».
План сочинения (от примеров — к определению):
Пример сочинения:
Сильный характер — это качество смелого и честного человека, способного не отказаться от своих убеждений даже в ситуациях, где это решение будет ему не выгодно. На мой взгляд, сила характера проявляется в умении поступать так, как велит совесть. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В тексте Ф.А. Вигдоровой сильным характером обладает Толя. Мальчик серьёзно относился к игре и наверняка хотел победить. Но увидев, что учительница ему поддаётся, он посмотрел свою соперницу с “откровенным удивлением” (предложение 32). Ему важно участвовать в честной игре, поэтому Толя радуется победе своего соперника (40). Таким достойным поведением герой показал силу своего характера.
Не менее честным является герой романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Пётр Гринёв отказывается присягнуть бунтовщику Пугачёву, обосновывая своё решение тем, что уже дал слово верно служить императрице. Юноша понимал, что враг сильнее и что его могут казнить за такой протест. Но сила характера помогла сохранить ему честь и достоинство, поступить так, как велят совесть и принципы.
Таким образом, сильный характер позволяет человеку мужественно выдержать испытания, сохранить своё достоинство, не поддавшись возможности одержать нечестную победу.
Сочинение 13.2
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала бы я о нём больше, чем сейчас? Едва ли».
Пример сочинения:
Текст Ф.А. Вигдоровой завершается словами: “Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала бы я о нём больше, чем сейчас? Едва ли”. Их смысл я понимаю так: именно игра в шахматы помогла учительнице узнать истинный характер Толи, чего не случилось бы при обычном общении педагога с учеником. Обратимся к тексту, чтобы доказать эту мысль.
Во-первых, благодаря игре учительница заметила таланты Толи. В предложении 11 говорится: “Толя оказался серьёзным противником — толковым, расчётливым, осторожным”. Мальчик сосредоточенно следил за игрой, продемонстрировал ум и серьёзное отношение к шахматам (предложения 15, 27). Только вне уроков учительнице удалось бы этот разглядеть талант Толи, его увлечённость интеллектуальной игрой.
Во-вторых, в течение шахматной партии учительнице стало ясно, что мальчик является честным и не стремится к несправедливой победе. Когда она попробовала поддаться, Толя посмотрел на неё с “откровенным изумлением”: “он не хотел победы, добытой по милости уступок и снисхождений” (предложения 32, 36). Он реагирует на победу противника широкой улыбкой, способен искренне порадоваться, несмотря на собственное поражение. Игра в шахматы открыла учительнице честь и достоинство Толи, силу его характера.
Таким образом, за пределами уроков учитель и его ученики способны лучше узнать друг друга. В совместных мероприятиях — поездках, походах, играх — открываются новые стороны личности: как увлечения и способности, так и нравственные качества.
📝 Надеюсь, материал оказался полезным! Пишите в комментариях, какой текст разобрать следующим) и не забудьте подписаться — тут всё о сочинениях и эффективной подготовке к экзаменам