Найти тему
Блог Рязаночки

Музыкант и глухой хозяин

Специально для автора "Канала карикатур".

Григорий Абрамян (1927-1979) — музыкант и писатель, написал о скрипаче, который снимал угол у глухого мастера по дереву, когда поступил в консерваторию в Москве.

Обложка книги
Обложка книги

"Мечтатель" (отрывок).
Ещё одна мать плакала на груди у сына, словно провожая его на войну...

Ещё один поезд Баку — Москва лютой зимой 1951 года подходил к перрону Казанского вокзала Москвы...

Художник Ирина Нахова
Художник Ирина Нахова


(Ни один хозяин, у кого герой снимал комнату, не мог терпеть ежедневные бесконечные гаммы весь день)

— Иди, милай, иди. Не положено в служебном помещении. А то меня прогонят с работы, и не пикнешь. И вот что я тебе скажу на прощание, если ты такой упрямый дурень. Есть у меня плотник знакомый. У него на голове хоть кол теши. Так ты сходи к нему...

Плотник жил в Колобовском переулке, неподалёку от живописной церквушки.

Спустившись в полуподвал, Рубен решительно и нетерпеливо нажал на кнопку звонка.

Дверь отворилась.

Перед ним стоял крепкий человек средних лет, в цветастой косоворотке, с красным карандашом за ухом и рубанком в руках. Из рубанка свисал длинный завиток стружки.

— Здравствуйте,— сказал Рубен и на всякий случай спрятал футляр со скрипкой за спину.

Плотник приветливо улыбнулся и молча провёл Рубена в комнату. Собственно говоря, это была не комната, а мастерская. Вдоль одной стены лежали готовые табуретки, скамейки и кухонные полки. Вдоль другой — большущий верстак с наваленными на него заготовками. Пахло сосной. Свежо, как в лесу.

Усадив Рубена против себя, плотник, продолжая улыбаться, вытянул из-за уха карандаш и написал на обрывке бумаги:

«Чего надо?»

Заразившись весёлой игрой в молчанку, Рубен написал в ответ: «Жить надо. И на скрипке играть надо — много и громко!»

Плотник усмехнулся и, круша грифель, написал: «Хоть танцуй! Сколько положишь?»

Рубен показал два пальца.

Плотник удовлетворённо кивнул головой, показывая, что сладились, и преспокойно принялся за очередную табуретку, словно забыв о присутствии постороннего человека.

Постояв в нерешительности, Рубен прошёл в глубину мастерской, где стояла узкая железная кровать, аккуратно застланная солдатским одеялом, а рядом некрашеный стол. На столе жарко краснела спираль электроплитки.

Рубен повертел над плиткой кисти рук, вытащил из футляра скрипку и принялся тщательно канифолить смычок.

Плотник повернул к нему голову и подмигнул. Рубен тоже подмигнул и принялся за гаммы. Он по опыту знал, что люди, мало знакомые с работой музыканта, особенно не переносят гаммы. И решил — пан или пропал! — сходу испытать хозяина.

Гаммы, упражнения — все эти бессмысленные для непосвящённого уха нагромождения звуков не производили на плотника никакого впечатления, словно нервы у него были из просмолённых канатов.

Поиграв гаммы и упражнения, Рубен стал выбирать из разных произведений самые трудные места, пассажи, штрихи, мешал и смешивал их без всякой, казалось, последовательности. Плотник не покладая рук орудовал пилой, молотком и рубанком в той последовательности, из которой в конце концов получалась табуретка.

Так, до самого вечера, один разучивал каприсы Паганини, а другой делал кухонные принадлежности.

Работу они бросили одновременно.

Как истинный кавказец, Рубен считал, что знакомство требуется отпраздновать. Без лишних слов накинул на себя пальто и выскочил в переулок. Купив сыру, колбасы, батон хлеба, он вернулся обратно.

Звонил, звонил, хозяин не открывает.

«Вот так фокус! — ужаснулся Рубен.— Неужели раздумал?!»

Повернулся спиной к двери и заколотил по ней ногой.

На шум вышла соседка.

— Чего колотишь? — набросилась она на Рубена.— Свет у нас погас, видишь, чинят?

В коридоре на стремянке стоял парнишка-монтёр и возился с пробками.

— Потому и стучу, что звонок не работает! — огрызнулся Рубен.

— Стучи, не стучи, всё равно твой глухонемой не услышит. У него там заместо звонка лампочка вспыхивает.

Рубен чуть не выронил из рук покупки: глухонемой!

Монтёр сказал: «Готово!» Рубен снова нажал на кнопку звонка, и дверь гостеприимно распахнулась.

* * *

Художник Ирина Нахова
Художник Ирина Нахова

К ночи Рубен уже без труда понимал жесты и мимику весёлого плотника и глядел на него, как на верного друга.

Глухонемой тоже смотрел на квартиранта доброжелательно.

Слов не было. Но плотник всё равно умудрялся высказывать свою симпатию жестами: он для Рубена готов на всё! Может сделать скамейку, полку, топчан, гроб, да что душе угодно — руки у него золотые.

Довольный тем, что может оказать хорошему человеку услугу, плотник стал готовиться ко сну.

Кровать была одна.

Хозяин бросил на верстак тулуп, старое грубошёрстное одеяло, сгрёб под изголовье заготовки, и Рубен, счастливый тем, что у него есть жильё, растянулся на верстаке.

Было жестковато, но вполне уютно.

Утром его разбудил стук молотка.

На столе дымилась картошка.

Рубен бодро соскочил с верстака, плеснул в лицо ледяной воды из-под крана, проглотил несколько картофелин и принялся за скрипку.

----

-- ЗдОрово, когда люди находят друг друга😊

-- Душевненько!!! Притянулись противоположности 🙏

-- Музыкант же должен слышать, а там плотник постоянно шумит?..