Если «Человек-комбини» лишь наталкивает на размышления о том, есть ли в обществе место для тех, кто из него выбивается, и споров вокруг главной героини можно устроить великое множество, то «Земляноиды» изо всех сил бьет в лоб. Саяка Мурата продолжает исследовать вопросы правил общества, и в этот раз выходит далеко за принятые границы. Это дискомфортно, безумно и, очевидно, притягательно.
Нацуки никогда не была любимой дочерью. Любимой была ее сестра, а она же — этакая груша для битья, на которую можно сорвать раздражение или пожаловаться соседям. Но Нацуки это принимает, ведь законы человеческого общества для нее ничего не значат с тех пор, как у нее появилось несколько волшебных, иноземных предметов.
Ни в одном человеческом гнёздышке не обойтись без мусорного ведра. В нашем же доме мусорное ведро - это я. Когда у мамы, папы или сестрицы в душе скапливается много дряни, они с радостью вываливают её на меня.
Ее кузен, Юу, и вовсе инопланетянин, по-крайней мере именно это ему говорит депрессивная и склонная к суициду мать.
Дети видятся лишь раз в год, у бабушки, но они очень близки. Они чувствуют себя инородными предметами в обычном обществе, а вот друг друга понимают с полуслова. В их мечтах Юу когда-нибудь найдет свой космический корабль и улетит на родную планету. И кто знает, может, Нацуки улетит с ним?
В моей голове всегда раздавались приказы. С раннего детства. Даже когда взрослые молчали, я отчётливо слышал, чего от меня хотят. Особенно громко, хотя и молча, мною командовала мать. Всем этим приказам я подчинялся не думая. Потому что знал: иначе мне просто не выжить.
Звучит сказочно, не так ли? Этакое очередное произведение студии Гибли, в котором детские фантазии помогают справиться с травмой на пасторальном фоне. И по первым главам все действительно выглядит именно так. Но чем дальше читаешь, тем больше затягивается удавка ужаса, тем больше разбиваются все общепринятые табу. На страницах разливается насилие, но Нацуки, о безнадежно сломленный ребенок, не воспринимает его как что-то выдающееся.
Она вырастает, выходит замуж за столь же сломленного парня, и живет надеждой, что однажды «Фабрика» обработает ее мозги и она захочет быть как все: престижная работа, дом в ипотеку, дети и сплетни с подружками за кофе. Но всю ее жизнь ей не верили, унижали и ломали, все эти годы Нацуки имитировала нормальную жизнь, продолжая верить в то, что для этой планеты попросту не приспособлена.
И именно «Фабрика» здесь становится еще одним главным персонажем. Незримой, но преследующей, желающей сломать, подчинить.
Все они верят в Фабрику. Их мозги успешно отформатированы. Они выполняют задания Фабрики, использую свои детородные органы старательно и эффективно.
Я не знаю, где Мурата берет свои незримые ключи от вдохновения, потому что то, как она спокойно рассказывает историю, которая блестит всеми гранями отвращения, то, как она побуждает читателя задавать те же вопросы, которые задает сама себе, то, как она умеет повернуть общество — это достойно восхищения.
Эту книгу сложно советовать, более того, ее непросто читать, несмотря на размер и легкость слога. Несмотря на милого ежика на обложке, для чтения нужен крепкий желудок и желание отдалиться от происходящего, чтобы суметь рассуждать непредвзято и дойти до гротескного, ужасного финала.
Мы все знаем, что такое общественная норма. «Не убивай», «Не прелюбодействуй», и так далее и тому подобное — все это высечено у нас в голове. В какой-то степени Мурата задается вопросом «Почему?». Но это не значит, что она морализаторствует или что-то отрицает, ведь едва ли кто-то возьмет пример с главных героев и дойдет до такого же итога.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых интересных книгах.