«...препарат против бесплодия. Больше никаких ... суррогатных матерей». Где-то в джунглях Амазонии растет таинственное дерево, которое дарует женщинам племени лакаши не вечную молодость, но вечную фертильность. Они так же, как и их сверстницы из Старого света, стареют, но сохраняют возможность рожать детей до глубокой старости.
– Их яйцеклетки не стареют, понимаешь? Тело стареет, движется к смерти, а менструации не прекращаются, репродуктивная система остается молодой. Это конец ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), понимаешь? Это будет препарат против бесплодия. Больше никаких затрат, никаких инъекций, никаких донорских яйцеклеток и суррогатных матерей. Созревающая до конца жизни яйцеклетка, менструация до конца дней, понимаешь?
Зачем, спросите вы? Позднее родительство — это еще один вопрос, возможно и главный, который ставит этот роман.
«Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя». Взаимоотношения учителя и ученика – еще один важный слой этого романа.
Марине Сингх 42 года, она работает в крупной фармацевтической компании «Фогель», которая финансирует перспективное исследование в амазонских джунглях. Руководит исследованием доктор Анника Свенсон, её лекции Марина не пропускала в медицинской школе, а потом отчасти из-за неё ушла из акушерства. Теперь Марине предстоит выяснить обстоятельства смерти коллеги, который уехал в джунгли, и, как следовало из письма доктора Свенсон, умер там от лихорадки. Еще Марине предстоит выяснить, насколько целевым является расходование средств фармацевтической компании в лаборатории доктора Свенсон, затерянной в тропических лесах.
Ждать, что доктор Свенсон станет в чём-то отчитываться перед компанией, было безумием. Она даже не считала «Фогель» своим работодателем.
— Энн Пэтчетт, «Предчувствие чуда»
Я признаюсь вам, доктор Сингх: я нашла в этих деревьях не то, что ожидала. И это не то, чего ждет ваша компания. Это нечто гораздо большее, превосходящее все наши мечты и чаяния. Таков великий урок доктора Раппа: никогда не зацикливайся на том, что ищешь, иначе проглядишь кое-что поважнее…
— Энн Пэтчетт, «Предчувствие чуда»
Вспомнили роман Ханьи Янагихары «Люди среди деревьев»? Да, действующие лица те же: ученые, жаждущие научных открытий в начале исследования, и желающие всеми силами сохранить тайну племен, населяющих таинственные джунгли. Доктор Перин в романе Янагихары отправляется в джунгли в начале 1950-х, героиня Пэтчетт — наша современница.
Еще одно сходство: Ханья Янагихара исследует свою идентичность, памятуя о жестоком буллинге в школе за свою «азиатскость». В романе Энн Пэтчетт эти переживания выпали на долю главной героини. 42-летняя Марина Сингх из Миннесоты – дочь типичной американки и выходца из Индии.
Она жила среди материнской родни, среди белокожих кузин, глядевших на нее, как на ламу, случайно забежавшую на праздничный обед.
«Вот эта туземка почти в два раза выше других», — говорят о докторе медицины туристы в амазонских джунглях, фотографируясь с аборигенами из племени, в котором теперь работает Марина.
Маринин чемодан, в котором оказался и мобильный телефон, потерялся при перелете в Бразилию,
Марина наслаждалась жизнью без телефона... В Манаусе вдруг обрела невероятную свободу — недосягаемой для никого, бродить по чужому и странному городу.
Она купила себе какие-то вещи в Манаусе, откуда ей предстояло отправиться в джунгли, но и их у нее украли вместе с сумкой и телефоном и она осталась, как говорится, в чем была. Но и джинсы, и рубашку с нее сняли буквально в первые дни в джунглях и взамен дали платье, такое же, как у всех женщин племени.
Зачем? Автор хотела нам показать, что все мы равны или все же кто-то выше других?
Много символов в романе. Есть о чем подумать.
Роман хорошо написан и хорошо переведен. Мы говорили о романе на встрече Книжного клуба в январе и сейчас, когда я пишу о нем, перед глазами встают картинки, которыми я хотела бы проиллюстрировать этот текст. Но экранизации нет. И у каждого читателя свое кино.
Я врач по образованию. Когда-то давно мой коллега сказал, что завидует 'эстетам', тем, кто в ВУЗах читал лучшие книги мировой литературы. На семинарах они разбирали их на цитаты, пока мы разбирали 'на атомы' человеческое тело. На встречах книжного клуба, который я придумала и веду уже давно, я всегда каюсь в самозванстве и говорю, что для меня критерий хорошей литературы довольно простой — у меня должна быть картинка от прочитанного. Оказывается, этот критерий хорошей книги 'узаконен' специалистами.
Возвращаясь в тропические леса: у обеих писательниц очень яркая картинка. Вместе с героями книг ты противостоишь стихии и боишься аллигаторов, страдаешь от москитов... И Энн Пэтчетт, и Ханья Янагихара говорят об одном, что 'белому человеку' в джунглях плохо, а вот аборигены счастливы в своем мире.
Доктор Свенсон исследовала пожизненную способность рожать детей у женщин племени лакаши, затерянного где-то в джунглях Амазонии. Герой романа Янагихары доктор Нортон Перин, отправляется в джунгли, чтобы выяснить секрет племени опа’иву’экэ, одаренного вечной жизнью.
Роман американской писательницы Ханьи Янагихары «Люди среди деревьев» (2013) вышел через два года после романа Энн Пэтчетт «На пороге чудес» (2011). Прототипом главного героя Янагихары стал Даниел Карлтон Гайдузек, нобелевский лауреат 1976 года в области физиологии и медицины, который сделал открытие, изучая племена Новой Гвинеи. С ним был знаком отец писательницы, врач-онколог, о его истории они часто говорили дома, а книгу редактор модного журнала написала и выпустила после смерти прототипа главного героя.
... такова жизнь науки. Человек что-то открывает. Он не знает, что это, для чего оно, какие задачи оно может решить, он только знает, что обнаружил очередной фрагмент головоломки, об общем размере и узоре которой можно в лучшем случае лишь догадываться. Он проводит оставшуюся жизнь в поисках следующего кусочка, но поскольку он даже не представляет, что именно ищет, это очень тяжелый труд, и добиться успеха на таком пути почти невозможно. Потом появляется представитель следующего поколения. Он видит найденный кусок головоломки и находит следующий...
— Ханья Янагихара, «Люди среди деревьев»
Все книгочеи нашего книжного клуба — дамы серебряного возраста. Обсуждая роман Энн Пэтчетт, пожалуй, больше всего говорили о наставничестве, об Учителе, об этике взаимоотношений ученика и учителя. О том, как важно творческое долголетие, как продолжать жить свою жизнь «в здравом уме и светлой памяти». При этом все сошлись в одном: важно делиться — знаниями, опытом, эмоциями.
Творческое долголетние и продуктивное долголетие — это, пожалуй, и был главный урок для нас от доктора Свенсон, 73-летней героини романа, поставившей эксперимент на себе.
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР!
Анника Свенсон вот уже тридцать лет изучает необыкновенную фертильность женщин племени лакаши. Да, вы верно поняли. Она испытала на себе действие коры чудо-дерева и теперь ей в 73 года предстоят роды. Ближайший госпиталь находится в Манаусе, возникнет много вопросов. Ребенок... Кто его будет воспитывать? Когда Марина спрашивает об этом беременную семидесятилетнюю жительницу деревни, та отмахивается — правнучка вырастит...
Подробности финала эксперимента доктора Свенсон, как мы единодушно решили, были нужны лишь для того, чтобы подтвердить нашу мысль о наставничестве. Как важно, чтобы учитель верил в своего ученика. В романе показан триумф этой веры — доверить ученику свою жизнь.
Этичность научных экспериментов, поиски себя...
— Марина, временами полезно отходить от американской медицинской системы. Это раскрепощает и позволяет мыслить более широко.
— Энн Пэтчетт, «Предчувствие чуда»
Все ли простительно гениям?
– Ты откладываешь свои планы по рождению ребенка, сколько тебе нужно. Сорок пять лет – уже не возраст, мы говорим о пятидесяти, шестидесяти годах, а то и больше! Ты можешь родить всегда, когда захочешь.
Марина поняла, что эти слова адресованы непосредственно ей. Ей было сорок два...
Мы предположили, кому были адресованы размышления о позднем родительстве. Подобное было и «Голландским доме». Но это неподтвержденная гипотеза. А вы читали романы Энн Пэтчетт?
Роман Энн Пэтчетт State of Wonder вышел в 2011. Впервые на русском языке вышел в 2014 году в издательстве Эксмо — На пороге чудес. В 2020 в издательстве Синдбад, вышел под названием «Предчувствие чуда». Перевод Ирины Гиляровой
У каждого зрителя свое кино, а каждого читателя своя книга. Думаю, что этот роман поставит много вопросов перед каждым из нас. Люблю такие.
Мозг – это кладовая. Положите туда опыт, и он никуда не денется. Не волнуйтесь. Все вспомните, когда понадобится.
— Энн Пэтчетт, «Предчувствие чуда»
Читали трилогии «Дины» Хербьёрг Вассму?
«Несмотря на старость, голова у нее была как комод. То, что однажды попало в нее, лежало на своем месте и в любую минуту могло быть извлечено наружу».
— Хербьёрг Вассму, Книга Дины
Единственный способ сохранить способность думать — думать. Когда мы уже не работаем и больше не живем в режиме многозадачности, читать книги и говорить о них в кругу единомышленников.
© Надежда Маньшина
Спасибо за ваши лайки, перепосты.