Часть 4 Сельская школа
Школа в селе размещалась в старинном купеческом кирпичном двухэтажном доме. Здание было теплое и уютное. Во время занятий на первом этаже в окна можно было рассматривать школьный сад. Особенно он был красив осенью. Но был он и печален осенью, когда шли беспрерывные моросящие дожди. На ветках гроздями висели капли. На Украине не было диких яблонь с крохотными мелкими плодами, а здесь эти деревья везде. Осенью во время дождей на каждой темно-красной ягодке висит капля и светится – красиво. А после первых морозов – это уже первейшее лакомство для детворы. Малыши как воробьи на деревьях рвут и с удовольствием уплетают «мятку». После морозов дикие яблочки делаются мягкими и кисло-сладкими, даже больше сладкими.
Мария Евдокимовна ведет театральный и танцевальный кружок в школе. Ей нужны спектакли. С Украины она привезла несколько сборников со спектаклями, но на украинском языке. Она дала мне задание сделать перевод текстов. Я с удовольствием этим занимаюсь. Спектакли перевела. Да, в Каптырево приезжает со спектаклями Минусинский драматический театр. И с огромным удовольствием смотрю спектакль «Вей ветерок» Сильно тогда актеры сыграли, я очень сопереживала происходящему на сцене.
В школе работает очень одаренный и влюбленный в школьное дело человек. Виктор Федорович Луценко. Он рисует, поет, играет на баяне. В Шушенском районе проходят ежегодно праздники художественной самодеятельности школ. Виктор Федорович рисует красивые декорации, сочиняет песни и музыку, а мы все разучиваем и поем. Хор у нас чудесный. Вначале концерты идут в сельском клубе. Это большое деревянное здание со сценой и зрительным залом, большим фойе для танцев и различных сельских мероприятий. Я решила подготовить юмористический монолог и песню. Монолог прочла хорошо, были аплодисменты. А вот с песней получилась ерунда. Я решилась петь без музыкального сопровождения, а какая из меня певица!? Потом уж Виктор Федорович сказал, что нужно было бы спеть под аккордеон, тогда бы вышло хорошо. Ну да ладно, была проба себя и это главное.
Занятия в школе в этот период имели для меня уже важное значение. Я собиралась поступать в учебное заведение, связанное с работой в тайге. Учила математику, и стала ее понимать. У Марии Евдокимовны были институтские учебники и мне их удавалось штудировать и разбираться как в алгебре, так и в геометрии, особенно мне нравилась планиметрия. Физика давалась с трудом. Я ее зубрила. Учила усердно и английский язык. Все надеялась его освоить и применить в жизни. Но это мне не удалась.