Найти тему

В поисках справедливости

Оглавление
Фото https://poembook.ru/poem/2764038-spravedlivosti-radi
Фото https://poembook.ru/poem/2764038-spravedlivosti-radi

В поисках справедливости

В беседах с разными людьми на тему мести я часто сталкивалась с убеждением своих визави в том, что месть восстанавливает равновесие. Он ударил – я ответил, получается баланс. В физическом плане ответный удар призван дать отпор и показать «интервенту», что «со мной так делать нельзя».

Мужчины вспоминали мальчишеское детство и те последствия, которые ждут «слабака», не защитившего себя, - он рискует стать предметом насмешек и даже издевательств.

Я же уверена, что чувство защищенности и самоуважения ребенка (и взрослого) не позволяет так с ним обращаться: дети прекрасно чувствуют, с кем «можно».

Рискну и выскажу неочевидную мысль: месть вовсе не восстанавливает справедливость, наоборот, она является продолжением несправедливости, поскольку мститель оказывается ничем не лучше своего обидчика. Вопрос очень тонкий, и ответ на него лежит в плоскости мировоззрения человека.

Давайте подумаем, откуда рождается такое желание. Острая жажда отмщения является следствием не только униженного чувства собственного достоинства, нарушения личностных границ, но и бессилия, связанного с невозможностью себя защитить. Как мы знаем, бессилие порождает сильнейшую вспышку ярости, однако направить эту энергию на вредителя уже нет возможности. Время инцидента прошло. Поэтому мощный аффект не находит выхода и «бродит» в человеке, не давая ему душевного покоя.

«Подрывник» Вова

Второклассник Вова не хочет ходить в школу, потерял интерес к учебе, а в закладках отцовского планшета родители нашли видео инструкции о том, как самому сделать взрывчатку. Не добившись от сына внятного ответа, зачем ему взрывчатка, взволнованные родители привели его ко мне.

Вова стискивает кулаки, сжимает челюсти и цедит: «Порвать их всех хочу!» Обидчики мальчика - не только одноклассники, но и более старшие ребята. Выясняю, что Вову дразнят, обидно обзывают, а он терпит. Обижается и терпит. Папа и мама давали советы, как отвечать, но Вова не может. Обида захлестывает его, он проваливается в жалость к себе, которая парализует его мыслительные процессы. Когда жалость «отпускает», мальчик впадает в ярость и с трудом удерживает ее в себе.

Очевидно в данном случае ярость призвана защитить ту часть ребенка, которую обидели, но по каким-то причинам он не разрешает себе этого. И аффект бродит в Вове, канализируется через изучение инструкций взрывчаток. Он представляет, как «рванет» и тогда… «Что тогда? Представь, что так и случилось», - спрашиваю. Вова начинает плакать и ревет, ревет.

Воображаемое мщение обнаружило ту уязвимую часть мальчика, который не в состоянии справиться с переживаниями. Далее работа велась в этом русле, и не один день.

Я иногда думаю: а если бы родители не увидели ту закладку в планшете, как бы дальше развивалось состояние мальчика?