Найти в Дзене
Материк книг

"Песня учителя" Вигдис Йорт. Удивил конфликт в этой книге. Мне не понять европейцев

Оглавление

Это вторая книга, которую я прочитала у норвежской писательницы Вигдис Йорт. Первой была "Жива ли мать". Между ними есть сходство. Главная героиня - также женщина "предпенсионного" возраста, живет одна, дочь взрослая. Женщина любит гулять по лесу, так восстанавливая энергию. Но на этом сходство заканчивается. Круг проблем в "Песне учителя" совершенно иной.

Хорошее оформление книги. Передает суть: скандинавский минимализм, камера и разверзающаяся пропасть. Только не поняла, почему книга 18+
Хорошее оформление книги. Передает суть: скандинавский минимализм, камера и разверзающаяся пропасть. Только не поняла, почему книга 18+

Сюжет

Лотта много лет преподает в Академии искусств. Она читает первокурсникам отделения актерского мастерства лекции о творчестве Брехта. Ее жизнь давно идет по накатанной колее, и Лотта вполне счастлива. У нее социально одобряемая работа, нет проблем с деньгами, ей комфортно жить одной и греет душу, что есть дочь и внуки.

Но вот "на сцене" появляется студент режиссерского отделения Таге Баст. Он предлагает Лотте поучаствовать в его проекте "взаимосвязь между жизнью и преподаванием". Женщине нечего скрывать, и она соглашается.

Таге следует за ней повсюду. Они посещают любимые полянки Лотты в лесу, устраивают пикник на траве в парке. Студент снимает как она ведет занятия, приходит на работу. В общем, повседневную жизнь.

И вот фильм смонтирован. Лотта в зале. Фильм о ней длился всего 16 минут, но изменил ее жизнь на "до" и "после". Он перевернул ее представление о себе и разрушил уютный кокон, в котором Лотта жила так долго. Теперь ничто не будет прежним.

Впечатления

Я пересказала почти весь сюжет, но в книге важно совершенно другое. Она как айсберг. Сюжет - лишь маленькая верхушка, действия здесь не играют большой роли. Вся книга - один большой самоанализ, рефлексия главной героини. Но при этом ее мысли и убеждения не являются уникальными и даже личными, они отражают процессы, которые сейчас происходят в общественном сознании у европейцев. Действие в романе происходит в 2016 году.

Во-первых, неслучайно выбран Брехт. Я не читала его пьесы, но Йорт предвидела этот момент) Она подробно их пересказывает. Особенно - "Мамашу Кураж". Пьеса о том, как одержимая жаждой наживы женщина во время 30-летней вoйны не останавливается ни перед чем. Лотта начинает размышлять о войнах. Норвегия уже давно не ведет войн на своей территории и женщина может спать спокойно. Но она видит беженцев, нищенку на улице. Она думает о человеке, который разорился, а она за копейки купила его дом.

Норвегия
Норвегия

Как тот чеховский герой из рассказа "Крыжовник" к ней начинает приходить "человечек с молоточком", который напоминает всем счастливым, что есть несчастные. Она подает милостыню. Но достаточно ли этого? От чистого ли сердца или Лотта таким образом "откупается", заключает сделку сама с собой?

В другой пьесе Брехт упоминает момент суда. Две женщины делят ребенка, надо определить, кто мать. Судья дает им ребенка и просит буквально физически - перетягивать младенца каждой на свою сторону. Естественно, одна из них отказывается, понимая, что это недопустимо.

Это, кстати, знаменитая притча Соломона, но в книге Йорт не упоминает этого. Лотта же решает сделать мини-спектакль. Студентки воссоздают эту сцену. Но они не знают сюжет. Они начинают тянуть куклу и рвут ее на части. После этого Лотта эффектно произносит, что мать та, которая отказалась в этом участвовать. Студентки чувствуют себя глупо и убегают в слезах! А Таге Баст все это снимает.

В чем же конфликт?

Что увидела Лотта в фильме о себе? Она увидела, что тщеславна, излишне театральна, что считает студентов никчемными, ничего не знающими и знать не желающими. Она подсказывает им "как надо понимать пьесу", провоцирует и даже... унижает. Показывает свое всезнайство, моральное превосходство.

Вот как восприняли инцидент с куклой и в целом ее манеру вести занятия. Фильм заметили, о нем написали в газетах. Именно в этом ключе обсуждали Лотту в прессе. Что она доводит студентов до нервного срыва своими методами, что такое давно не используется в прогрессивной Норвегии.

И вот это меня просто добило. Серьезно? Ну, с точки зрения нашего менталитета это выглядело так: преподавательница поет и пляшет перед студентами. Несмотря на то, что у нее действительно есть превосходство. Хотя бы в силу возраста, опыта. Студенты описаны в массе своей совершенно безынициативными, скучающими.

Университет в Норвегии
Университет в Норвегии

А ведь, на минуточку, это не школа. Они сами выбрали курс. И даже не в состоянии прочитать пьесы! Это не "Война и мир". Всего лишь пьесы. Преподаватель тратит время на пересказ сюжета. Она пытается вовлечь их в диалог. Студенты вялые, они не отвечают. Естественно, она сама предлагает им интерпретацию. Хоть один поспорил? Нет, им все равно! Как при этом можно осуждать учителя?

Студентка выбегает в слезах не потому, что ей стыдно от того, что она не знает про разгадку суда из пьесы, а потому, что ее выставили в невыгодном свете. Я уж молчу про Соломона... о котором я узнала еще в школе.

В общем, бедные снежинки не выносят такого авторитарного (по их мнению) обращения! "Хорошо", что нашелся один, со старшего курса, буквально разоблачил эдакого преподавателя своим фильмом. Тяжелый случай...

Конечно, Лотта неожиданно увидела себя со стороны и поразилась несходству представления о себе и впечатлению, которое произвела на себя же. Это одна тема, важная. Но и заметка в газете удивила таким поворотом, какого-то даже общественного осуждения. Впрочем, последствий для Лотты в плане работы это, вроде, не имело.

Книга небольшая, но насыщенная. Здесь и личное, и общественное. Я рассказала только пару эпизодов. Интересна она будет интровертам, и преподавателям и тем, кто любит покопаться в себе. Йорт умеет писать многослойно, затрагивает множество тем и при этом читается легко. На фоне массы развлекательной современной прозы эта книга выделяется и запоминается.