В начале 1860-х годов исторический жанр в России испытал мощное воздействие новой, реалистической школы. На академических выставках все чаще стали появляться картины на темы русской истории. Творчество Шварца явилось решительным шагом в создании исторической живописи в России. "Живые исторические образы в правдивой исторической обстановке", - таков был девиз Шварца. Шварц одним из первых в русском искусстве попытался раскрыть психологический облик исторической личности. Он говорил:
"Как бы ни был верен костюм данной эпохи, как ни удачен тип, этого мало: надо передать движение, свойственное эпохе, характер поз, складок. Задача художника - вжиться в среду, обобщиться с людьми того мира, сделаться их современником, жить их жизнью ".
Вячеслав Григорьевич Шварц родился в 1838 году в городе Курске. Первые восемь лет своей жизни он провел в пограничной крепости на Кавказе, где служил его отец, боевой генерал, герой войны 1812 года. Отец любил искусство, сам немного рисовал и обладал значительной коллекцией картин.
В воспоминаниях его сестра рассказывает, что Вячеслав начал рисовать с трех лет. Рисовал все, что видел вокруг себя: горы, солдат, лошадей. Когда ему исполнилось восемь лет, он вместе с матерью, поселился в Москве, где обучался рисованию, а потом в имении отца в селе Белый Колодезь, Курской губернии.
В деревне Шварц много рисовал тушью, акварелью, карандашом. По совету отца он копировал некоторых художников-баталистов.
В 1853 году, когда Шварцу исполнилось пятнадцать лет, его определяют в Царскосельский лицей, где были ещё живы традиции пушкинской поры. Преподавание гуманитарных дисциплин было поставлено очень хорошо. Преподавалось и рисование. В последний год пребывания Шварца в лицее учителем рисования был пейзажист Мещерский. Под его влиянием Шварц начал обращать внимание на пейзаж, который до этого ему никак не давался. В лицее формируется и крепнет интерес Шварца к русской истории. Учителей и товарищей Шварц удивлял феноменальными способностями: прочтя страницу один раз, он мог тут же повторить её на память. Это был живой, остроумный и талантливый человек. В своём творчестве Шварц не знал длительных исканий и резких переломов. Его путь наметился как-то сразу.
В сентябре 1859 года Шварц поступает в университет на историко-филологический факультет. Почти одновременно он выдерживает вступительные экзамены в Академию художеств и начинает заниматься по батальному классу профессора Б.П.Виллевальде.
В университете Шварц увлекается историей благодаря лекциям Н.И.Костомарова. Стасов свидетельствует:
"Эти лекции оказали громадное влияние на Шварца. Содержание и настроение их совпадали с коренными вкусами и настроениями Шварца".
У Шварца завязалось личное знакомство с известным историком. С тех пор он постоянно показывает ему свои новые исторические рисунки. Лекции Костомарова и личное общение с ним дали определённое направление историческим интересам Шварца. Его увлекают поиски психологической глубины исторических образов. Это ясно видно уже в рисунке "Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием".
Здесь сошлись два человека, две силы - неведомые, но чувствующие мощь друг друга. Император на коне с дорогим убором удивлённо взирает на владыку обширного Киевского княжества, сидящего в простом рыбацком челне, в своей белой посконной рубахе, которая ничем не отличается от одежды простых воинов. Лаконичные очертания фигур, четко вырисовывающиеся в сгущающихся сумерках, психологическая напряженность момента встречи и та неуловимая "даль веков" - всё это создаёт особое настроение, окрашенное духом русской истории.
Стасов писал:
"Таких характерных древнеславянских правдивых фигур не рисовал до сих пор ни один наш исторический живописец".
В 1861 году Шварц уезжает за границу. Он путешествует по Германии. От этой поездки сохранился целый альбом набросков с натуры.
Вернувшись в том же 1861 году из-за границы, Шварц приступил к работе над картиной "Иоанн Грозный у тела убитого им сына", избрав его в качестве дипломной работы по окончании Академии.
В картине прекрасно передана гнетущая тишина, нарушаемая лишь треском оплывающих свечей, монотонным чтением монаха да торопливым шепотом бояр у двери, боязливо посматривающих на Грозного. В тяжелой задумчивости сидит он в кресле, вцепившись рукой в складки погребального покрова. Выделяясь из сумрака, освещенный пламенем горящих свечей, лежит на смертном одре царевич Иван. Его светлые одежды, красивая голова с перевязанным лбом и монахи, смиренно склонившиеся над покойником, создают ему ореол безвинно замученного праведника. Тут же сидит и Грозный, в порыве гнева убивший своего сына своим жезлом. О чём думает этот старик, тяжело осевший в своём кресле? Его голова опустилась на грудь, на лице с решительными чертами застыло оцепенение, руки в бессильном отчаянии сжаты. У ног брошены четки и грозный железный посох. В его душе смешались разные чувства: отчаяние отца, скорбь государя, потерявшего наследника, упрямая воля деспота.
В воспоминаниях Шакеева рассказывается о работе Шварца над этой картиной. Однажды он зашёл к другу в мастерскую и остолбенел от ужаса: перед ним лежал покойник на высоком столе со свечами по углам. Оказалось, что это был манекен, с которого Шварц рисовал убитого царевича.
Картина была целиком написана с натуры, получила Большую серебряную медаль на академической выставке и имела успех у зрителей. Умение художника передать живую атмосферу производило сильное впечатление. Это было начало целой серии картин из эпохи Грозного, созданных Шварцем в 1862-64 годах: небольшая картина "Посол от князя Курбского, пять иллюстраций к "Песне о купце Калашникове" и четыре к роману А.Толстого "Князь Серебряный".
В творчестве Шварца иллюстрации занимали немалое место. Иллюстрации выполнены пером. Наиболее удачные из них "Шествие Ивана Грозного к заутрене", "Боярин Морозов, одетый в шутовской кафтан", "Иван Грозный на охоте, встречающий слепых" представляют собой законченную композицию, которая понятна сама по себе, независимо от текста книги. Художник помогает зрителю окунуться в седую старину, дорисовывая живописными средствами то, что бессильно изобразить самое красноречивое литературное произведение.
В 1863 году Шварц отправляется во второе заграничное путешествие, в течение года работает в мастерской модного в то время французского живописца Лефевра. В Париже он сближается с Перовым. Судя по письмам Перова они часто посещают народные празднества, балы, рынки и т.д.
В 1864 году Шварц возвращается в Россию и с жаром принимается за изучение допетровской Руси. Особенно его занимают эпохи Ивана Грозного и Алексея Михайловича. Его сестра рассказывает, что в Москве Шварц часто с утра уходил в Кремль и подолгу бродил там среди старинных церквей, теремов и переходов. Много рисовал с натуры. Кроме того, он обладал чудесным даром - по памяти, с изумительной точностью воспроизводить то, что видел.
Большим событием в жизни Шварца было избрание в 1865 году в члены Археологического общества за картины из русской истории.
В 1865 году он работает над картиной "Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы" и "Вербное воскресенье во времена Алексея Михайловича ". Передать характерность исторического типажа и показать знание археологической стороны дела - вот теперь задачи художника.
В Академии картина "Вербное воскресенье пришлась по вкусу и по решению Совета Шварцу было присвоено звание академика.
За три года 1865-1868 г.г. Шварцем написаны картины "Русский посол при дворе римского императора", "Иностранные послы в посольской избе XVII века", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме" и "Вешний выезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче".
В эти годы все чаще в творчестве Шварца возникает тема противопоставления России и Запада. Эта тема волновала тогда всю русскую интеллигенцию: разочарование в западной цивилизации и вера в "особую" историческую судьбу России делали её актуальной.
Картина "Иностранные послы в посольской избе XVII века" построена на сопоставлении надменных и развязных иностранцев степенным, недоверчивым "московитам". Выразительность этого контраста объясняется умением дать острую характеристику персонажей. Особенно удались Шварцу иностранцы. Чувствуется, что перед нами дельцы, опытные и хищные, излишне уверенные из-за своего высокомерия в успехе и не замечающие ума своих противников. Стасов писал об этой картине:
"Картина необыкновенно метко передаёт тогдашние политические отношения обеих сторон... По верности и глубине психологии, по силе правдивейшей историчности эта картина - одно из высших созданий всей русской школы".
В конце 1866 года Шварц был назначен от Академии комиссаром Русского отдела на Парижской Всемирной выставке 1867 года. Шварц вернулся на родину очень уставшим. Он страдал тяжелой болезнью печени, которая открылась у него в Париже. Но он работает над эскизами к картине "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче". Картина в основном работалась с натуры. Шварц выезжал в Подмосковье, чтобы написать настоящие крестьянские избы.
Картина изображает проезд большого царского обоза через одну из безыменных русских деревушек, затерявшихся в глубоких снегах. Стоит оттепель, дорога "раскисла" и лошади, запряженные цугом, с трудом выволакивают из ухабов тяжелый крытый возок. Около царских саней, сопровождая его, едет верхом пожилой боярин на белом коне, впереди и сзади - стременные и стрельцы, а ещё дальше, с трудом поспевая за царских возком, длинной цепочкой растянулась по деревне вереница крытых саней с придворными. Из изб высыпало всё население деревушки поглазеть на невиданное зрелище. Все в диковинку им: и позолоченные возки с орлами, и множество пестро одетых слуг, и вереницы конных упряжек, несущихся неведомо куда. Видно, как на крыльце крайнего слева дома выполз древний старик, выбежали бабы, ребятишки, из кузни показался кузнец и поспешил снять шапку.
Над землей нависают тяжелые свинцовые тучи и лишь на западе, у края горизонта, там где возвышается деревянная церковь, видна узкая светлая полоска. Почерневшие, крытые соломой избы замело снегом по самые окна. Сиротливо жмутся они друг к другу, словно боясь унылых снежных просторов, обступивших деревушку со всех сторон. Случай столкнул два этих мира: на одном конце - пышное великолепие, на другом - нищий народ. Художник стремился к верности типов и передаче правдивой исторической обстановки. Бескрайнее раздолье, наполняющее душу тихой щемящей грустью, скромная прелесть русской природы и живущие будничной жизнью люди далёкого прошлого, слившиеся с окружающей обстановкой. Эта картина была последней в его творчестве. После её окончания, летом 1869 года Шварц скончался в тридцать лет, и из них только восемь лет было отдано самостоятельному творчеству.
Исследователь творчества Шварца В.П.Толстой считает, что его "Иоанн Грозный " дал первый толчок к расцвету психологической исторической картины XIX века, а "Вешний поезд царицы" открыл неизвестный до этих пор жанр русского исторического пейзажа.
Источник: Биографический очерк В.П.Толстого о жизни художника В.Г.Шварца, издательство "Искусство", 1958 год
Владимир Стасов - "Крамской и русские художники". Издательство Государственное издательство "Искусство", год 1952.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.