В специализированное социальное учреждение для детей с особенностями развития, где я уже достаточно много лет веду творческие кружки, приезжают совершенно разные ребята от 0 до 18 лет.
Конечно, учитывая специфику заведения, вполне можно предположить, что наши воспитанники - дети "необычные", сильно отличающиеся от своих "нейротипичных" сверстников.
Как ни печально, но, судя по статистическим отчетам, за последние годы работы учреждения, количество ребят именно с психическими нарушениями переваливает за 3\4 в сравнении с количеством детей с иными особенностями (например, двигательные или зрительные нарушения). Да и на семинарах да конференциях лекторы-теоретики постоянно нам твердят, что сейчас ЗПР и РАС лидируют на всех фронтах.
У большинства таких ребят (проходящих трехнедельный курс раз в полгода у нас в стационарах) в связи с их особенностями здоровья, речь либо отсутствует, либо формируется очень медленно в процессе тяжкой и усердной комплексной работы медиков, логопедов, дефектологов, специалистов с новомодным оборудованием, "специально обученных" педагогов (я имею в виду те самые новомодные "типо-панацейные" методики, о которых кричат из каждого утюга), и, конечно же (в первую очередь!), родителей.
Да, очень сильно уважаю и люблю тех родителей, кто понимает, как важно быть непосредственно активным участником этого процесса, а не просто "контролером-надзирателем" или "выбивателем-указателем". И такие родители у нас тоже есть, и я перед ними преклоняюсь.
Тимоша и мама Ирина
Периодически ездит к нам в стационар симпатичный мальчик Тимоша со своей мамой Ириной. Сейчас Тиме уже 6 лет, а впервые он попал к нам, когда ему было 3 с половиной.
Мальчик изначально был довольно тяжелый. Речи - нет, только стеснительное мычание. Но взгляд на объекте - фиксировал (даже иногда заинтересованный). На звуки - реагировал (особенно на Моцарта). Обращенную речь - понимал частично, в основном каждодневные бытовые просьбы.
Мальчик - мирный, улыбчивый, ни капельки не агрессивный, одобряющий обнимашки (не только с мамой).
А вот разговаривать Тимоша - упорно не хотел. Точнее, может и хотел, но не получалось.
Как говорила мама Ирина, "любые способы разговорить этого немтыря - накрывались медным тазом!". А ведь мама не только на медицину (фарму, физио и массажи), Томатисы и БОСы полагалась! Она реально с ребенком занималась! И по книгам, и по рекомендациям - как "живых" (наших) специалистов, так и виртуальных, и различные полезные игровые пособия заказывала.
И, опять же, надо отдать должное маме Ирине, она не просто "втюхивала" сыну игру или игрушку (мол, на, играй!), а сама изучала, как эта штука работает, как увлечь ею ребенка, сама садилась и играла с Тимошей самым честным образом. Мы видели!
Мама Ирина на работу не ходила и все свое время посвящала сыну. Но, как она сама говорила, "на государственную денежку особо не разгуляешься", а алименты от Тимошиного папы были довольно скудны. Поэтому, она иногда подрабатывала: шила мягкие учебные лэпбуки на заказ, детские сумочки и подушки-сплюшки в виде зверей. У Тимоши был как раз такой медвежонок.
Чуть позже
В последующие смены Тимоша, опять же, не разговаривал, но зато на занятиях работал с каждым разом все лучше и лучше. Например, специалист по ручному труду на него нахвалиться не могла, да и у нас в кружках он отлично выполнял инструкции и улыбался, если его хвалили. А на вопросы он мог ответить мычанием, но зато с правильным жестом.
Однажды, когда он принес на музыкальное занятие своего медвежонка, учитель музыки спросила:
- Тимофей, а кто это у тебя?
А Тимоша поднял руки, зашагал на месте как медведь и зарычал! То есть, ответил как мог, но верно же!
Вот прямо так и хочется речь "подтолкнуть" (какой-нибудь хитрый невидимый рычажок потянуть) - и Тимоша возьмет и заговорит! Так думала и мама, и все, кто знал этого мальчика.
Только мама Ирина уже сбилась с ног искать этот "рычажок", переживала сильно. Тем более, логопед ей сказала, что они с сыном - молодцы и "на верном пути".
Очередная смена
Буквально не так давно в списке фамилий очередной смены ребят оказалась и фамилия Тимоши. Конечно, фамилия распространенная, и не факт, что это обязательно мог быть ОН. Ведь на этот раз "госпожи-диагносты" даже имена и возраст детей нам не вписали в "первички" (а уж про диагнозы вообще молчу).
Но это оказался именно наш Тимофей!
Его мама забежала ко мне в кабинет поздороваться и попроситься на уроки еще до составления расписания. Радостная такая, улыбается, суетится:
- Ой, вы представляете? Только не упадите! МЫ – заговорили! Заговорииилии!
- Так это же замечательно, - отвечаю маме, - всё, с нетерпением буду ждать Тимошку на занятия.
И подумала про себя: а ведь мне и самой интересно будет пообщаться с ним.
На занятии
Зашел Тимофей в кабинет и не просто кивнул и сел, а… поздоровался! Точнее сказал "пибет" (привет?).
- Класс! - думаю про себя, - парень не то что заговорил, а прямо в тему заговорил!
Спрашиваю у него:
- Ну что, Тимофей, как у тебя дела?
А Тимоша посмотрел на меня миленьким детским взглядом и тихонько ответил:
- Да пи… ! (да, то самое слово, которое на "п" начинается на "ц" оканчивается).
Я, чуть не поперхнувшись, говорю:
- Ну, бывает. Ладно, пойдем уже заниматься.
Не вытянули репку
А во время постановки "Репки" с перчаточными куклами (на групповом занятии с младшими детками) - Тимоха опять "отличился".
Как ведь там в сказке написано? Приходят на помощь дедушке и бабка, и внучка, и прочие, и, после введения каждого персонажа и новой попытки вытянуть репку, звучат слова: "Тянут-потянут, а вытащить не могут!"
Ну вот и здесь так же. Тянем куклами поролоновую репку с ребятами. Я говорю:
- Тянут-потянут, а вытащить… (И нарочно держу паузу, чтобы кто-то из детей сказал "не могут").
- А х… там! Никак! - отвечает Тимоша и разводит руками.
Таааак… пока не до всех деток в группе "дошло", что именно сказал Тимофей, стараюсь замять неловкую ситуацию и весело говорю:
- А вытащить - не могут! Правильно, Тимоша!
И продолжаю сказку… но уже прошу других детей отвечать (подальше от греха).
И, что обидно, кроме плохих слов, никто никаких других от Тимы не слышал (не только я, но и воспитатели из стационара, и массажистка, и другие мамы).
Ну ничего себе!
Беседую с мамой Ириной. Издалека пытаюсь "подползти" к интересующему меня вопросу, начинаю аккуратненько так выспрашивать: какие же волшебные методы, по её мнению, "протолкнули" речь Тимофея в первую очередь? Какие специалисты, пособия? Пусть с другими мамами поделится опытом. Или всё же ррраз - и "перещелкнулся тот самый рычажок", сам по себе, а многолетние занятия - сразу сказались на скорости?
Ответ мамы
Занятия - это бесспорно.. Медикам - тоже спасибо огромное.
Но, как оказалось, что месяца 4 назад мама Ирина помирилась с Тимошиным папой! И папа вернулся к ним в поселок и живет теперь вместе с ними. И очень много времени проводит "в общении" с ребенком (наверное, наверстывает упущенное).
А так как папин "словарь"… ну, вот такой, какой есть, то и у сына - тоже такой получился.
И, раз уж папа в ответ на Тимошины "перлы" - улыбается, смеется и "дает пять", то, естественно, в мальчишке вся эта "радость" подкрепляется и закрепляется. И Тимоша - ну просто сияет от счастья, когда речь идет о папе!
И его собственная речь - тоже идет. Ну идёт же!
А чем её (речь) наполнить - это уже зависит от родителей. Но и мы тоже не останемся в стороне. Жаль, что только на 3 недели курса.
А у Вас, дорогие читатели, пусть всё идёт красиво, успешно, но... бережно.