Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Новая экранизация «Мастера и Маргариты»: «за» и «против»

Оглавление

Мастер и Маргарита. Россия, 2023. Режиссер Михаил Локшин. Сценаристы: Михаил Локшин, Роман Кантор (по роману Михаила Булгакова). Оператор Максим Жуков. Композитор Анна Друбич. Актеры: Аугуст Диль, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Юрий Колокольников, Алексей Розин, Полина Ауг, Данил Стеклов, Евгений Князев, Леонид Ярмольник, Александр Яценко, Алексей Гуськов, Игорь Верник, Марат Башаров, Дмитрий Лысенков и др. Премьера в России - с 24 января 2024 года. Посещаемость: 2,3 млн. зрителей (на начало февраля 2024 года).

-2

Режиссер Михаил Локшин начинал работу в кино с рекламных роликов, а свой первый короткометражный игровой фильм поставил в 2011 году.

Однако с полнометражным дебютом он не спешил: лишь в 2020 году вышел на экраны его по-голливудски снятый фильм «Серебряные коньки», действие которого происходило на рубеже XIX и XX веков…

Проект «Мастер и Маргарита» продюсеры передали Михаилу Локшину после того, как не заладились съемки (под рабочим названием «Воланд») у постановщика «Легенды № 17» (2013) и «Экипаж» (2016) Николая Лебедева…

-3

И вот теперь очередная экранизация романа Михаила Булгакова вышла на экран. Роль Мастера на сей раз досталась Евгению Цыганову, а Маргариты – Юлии Снегирь…

-4

Роль Воланда сыграл немецкий актер Аугуст Диль («Видок: охотник на призраков», «Курск», «Парфюмер: утраченный аромат» и др.).

-5

Экранная фантазия на тему «Мастера и Маргариты» получилась у Михаила Локшина компактной, зрелищной, изысканной по изобразительному ряду. При этом режиссер отнесся к сюжету романа довольно смело: его фабула и композиция существенно изменены, а тема противостояния Художника и Власти приобрела, на мой взгляд, еще большее вневременное звучание…

-6

Понятное дело, что любая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова заранее обречена на споры кинокритиков и зрителей.

Так случилось и с «Мастером и Маргаритой» в трактовке Михаила Локшина.

-7

Мнения «за»:

«Режиссер и его соавтор по сценарию Роман Кантор нашли дерзкий, но, по-моему, единственно верный ход - не экранизировать, глава за главой, роман, а делать свое кино. Булгаков создал свою Вселенную. … Авторы фильма взяли эту Вселенную как данность, как систему координат, там обжились и на ее основе создали свой симфонического звучания фильм. Вместив в него и мотивы романа, и историю его рождения, и трагедию любого Мастера, творящего в мире подозрительности, всевластных идеологем и духовного дикарства. … Ни на секунду не смолкает музыкальный фон, хитроумный гибрид индустриальных и храмово молитвенных дисгармоний, превращая фильм в трагическую симфонию, реквием неумирающему образу мыслей (композитор Анна Друбич). … Работу Евгения Цыганова и Юлии Снигирь надо признать выдающейся - характеры трагедийные, многослойные, актерские краски скупы, но бьют прямо в сердце, "химия" безупречна. В этом фильме все, от сценария до монтажа, говорит о больших талантах, первыми в нашем кино укротивших самый таинственный русский роман. … Это первое прикосновение к заколдованной книге, где авторы сумели найти эквивалент невоспроизводимой в кино авторской интонации - они воссоздали сложносочиненную атмосферу романа, неповторимую смесь иронии, почти фельетонного сарказма с тоской безвыходности, бурлеска - с эпосом и трагедией. В абсолютно точной дозировке» (Кичин В. Самый ожидаемый фильм года "Мастер и Маргарита" - на экранах // Российская газета. 24.01.2024. https://rg.ru/2024/01/23/ukroshchenie-neukrotimogo.html).

-8

«Пожалуй, самой большой удачей стал визуальный образ фильма. Витиеватый и почти романтически взвинченный стиль романа довольно удачно рифмуется с намеренно холодной, парадной, и в то же время игрушечной архитектурой футуристической Москвы, для создания которой постановщики использовали альтернативные проекты Дома советов и других утопических проектов 1920-30-х, эскизы конструктивистов, их ритмичные линии и спрямленные силуэты. В изображении есть своего рода пряная поэзия, очень подходящая роману, в котором реальная горечь от личного унижения выплескивается в фантастические грезы о наказании и отмщении одних и даровании другим покоя под сенью олив в тосканских пейзажах» (Солнцева А. Воланд и Маргарита в воображении Мастера — Булгаков на экране // Сеанс. 24.01.2024. https://seance.ru/articles/woland/).

-9

«Звездный каст фильма – беспримерно хорош. Звезды потому и звезды, что являются высокими профессионалами, создающими потрясающие образы, иногда точно попадающие в наши ожидания, а иногда полностью ломающие их. Воланд Аугуста Диля молод и удал, Алоизий Александра Яценко – не бесформенный мужик в шляпе и плаще, а располагающий к себе добряк, необыкновенная Гела Полины Ауг – не вульгарна, но дьявольски изящна» (Е. Визгалова // Кино-театр.ру.25.01.2024).

-10

«Против»:

«Вся евангельская линия сведена к двум-трем декоративным эпизодам, включенным будто бы для галочки. А вместе с ней картина лишается и философско-экзистенциальных смыслов первоисточника, превращаясь в хронику совершенно материального и очень узнаваемого мира, где люди любят деньги, доносят друг на друга, колеблются в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций, ходят на почти обнаженные вечеринки и на всякий случай извиняются до и после. Снято это все, спору нет, красочно, нарядно и с размахом. Как говорят в самом фильме, проделана большая работа» (Шагельман Ю. Рукописи не поблагодарят // Коммерсантъ. №13 от 25.01.2024. С. 11. https://www.kommersant.ru/doc/6466477).

-11

В соцсетях также начались яростные споры зрителей - поклонников и противников романа Михаила Булгакова, позитивно или негативно вспоминающих предыдущие экранизации «Мастера и Маргариты»:

«За»:

«Если задуматься, это грустное кино. Снято в выдуманной Москве коммунистического будущего. … Огромные сталинские дома, помпезные, давящие на маленького человека. Патриаршие пруды, одетые в гранит с бьющими фонтанами и водопадами, спадающими с чёрной стены. … Всё перерыто-перекопано, нет ничего от булгаковской Москвы. … Фильм в целом тёмный, но снят красиво. … Что по-настоящему порадовало: линия Маргариты и Мастера, это стержень фильма, его украшение» (Villanelle).

-12

«Против»:

«Булгаковского философского романа о добре и зле не будет, а будет фельетон и варьете… Мылодрама пра люффф до гроба (вернее до вечного сидения в «уютном» домике с садиком), попсовый кот и варьете, голая вечеринка у Воланда и свинцовые мерзости страшшнаго сталинского рыжима» (Ariana)

Киновед Александр Федоров