Или как заказчику предотвратить участие иноагента в закупке.
Что говорят законы
В 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» были внесены изменения – иностранные агенты не могут принимать участие в государственных и муниципальных закупках, а также в закупках отдельных видов юридических лиц.
Также начал функционировать единый реестр иностранных агентов, которые размещён на сайте Минюста.
Кроме того, в 223-ФЗ были внесены изменения, которые коснулись определения «участник закупки». На текущий момент участником закупки по 223-ФЗ может быть юридическое лицо, либо физическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо группа лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом.
Таким образом, после изменения 223-ФЗ зафиксирован запрет подачи заявки иностранным агентом.
Что это означает на практике для заказчика
1. Запрет на участие иноагентов согласно 223-ФЗ должен быть учтен заказчиком при подготовке документации о закупке, рассмотрении заявок на участие и выборе контрагента при заключении прямого договора. Этот запрет должен быть учтен при проведении как конкурентной, так и неконкурентной закупки (закупки у единственного поставщика).
2. Требование о том, что участник закупки не является иностранным агентом, должно быть учтено в положении о закупке заказчика и включено в документацию. И заказчику стоит следить, чтобы используемые в документации определения соответствовали текущей редакции 223-ФЗ.
Если заказчиком в документации не будут учтены эти требования, то это может повлечь административную ответственность по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ*.
3. Поскольку перечень иноагентов находится в открытых источниках, заказчику не стоит требовать в составе заявки подтверждающих документов об отсутствии такого статуса. Отклонение заявки из-за отсутствия такого документа будет являться формальным, а в случае обжалования действий заказчика территориальный орган УФАС наверняка встанет на сторону участника закупки**.
4. 223-ФЗ запрещает именно участие иностранных агентов в закупках. При этом положения закона никак не регламентируют ситуацию, когда иноагентом является, например, директор организации, учредитель участника закупки или акционеры участника. Также не рассматривается ситуация, когда в ходе исполнения договора контрагент привлекает соисполнителя, являющегося иностранным агентом. То есть для иноагентов возможность участвовать в закупке осталась. Если заказчик хочет избежать любых отношений с иноагентами, то можно предусмотреть в документации о закупке или договоре запрет на привлечение контрагентом соисполнителей из числа иностранных агентов.
Таким образом, чтобы предотвратить участие иноагента в закупке, необходимо не только опираться на 223-ФЗ, но и самостоятельно предусмотреть некоторые ограничения.
*Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30.11.2023 по делу № 7р-192/2023
**Решение Московского УФАС России от 09.02.2023 № 6063/23
#223ФЗ