Всем привет! Предлагаю сегодня вместе разобраться в этом новомодном веянии в школах дизайна и на курсах визуального мастерства. Как обычно простым и понятным языком попробуем описать для чего полезны визуальные исследования и откуда они пошли. А если и этого мало, то я запустил свой курс по Насмотренности, где есть много информации и про Визуальные исследования! Ну что, вы готовы? Тогда погнали!
Немного истории
Сам термин Визуальное исследование появился лишь в 80х годах прошлого века. Нам придётся с вами чуть-чуть погрузиться в философию, социологию и искусствоведение, чтобы понять откуда и как всё пришло. Если очень коротко, то в относительно современной философии, в 60х годах прошлого столетия произошёл базовый сдвиг и философы сильно начали изучать лингвистическую сторону всего бытия. Тогда как раз появился постмодерн и текстуальность. Если вот совсем грубо, с массой допущений, то философия того периода считала, что весь мир текст и может быть описан, изучен и интерпретирован именно в таком формате.
Но культура, искусство и научная мысль не стоят на месте и на смену прошлому концепту, приходит новый, в основе которого лежит визуальное восприятие, а за ним и визуальная культура. Как следствие в визуальную культуру, исследовать феномены бытия следует также визуально. Вот мы и прошли цепочку умозаключений, чтобы прийти к визуальным исследованиям.
В рамках возникновения визуальных исследований как самостоятельной области знания обычно выделяют несколько подходов, каждый из которых выделялся своими особенностями. Давайте рассмотрим основные.
Интерпретативный подход. Заключается в анализе визуальных стратегий и технологий. Согласноэтому подходу образ понимается как «культурная репрезентация», опосредованная социальными и идеологическими практиками. Основными представителями этого подхода были О. Хорхордин, Н. Мирзоефф, У.Дж.Т. Митчелл, С. Московичи, Дж. Бергер.
Нерепрезентативный подход. Представители этого подхода рассматривали способность визуального образа не только активно вмешиваться в повседневный опыт и конструировать его, но и жить автономно. Среди мыслителей данного подхода придерживались Н. Брайсон, М.Э. Холли, Н. Трифт, К. Мокси, Г. Бальтинг.
Наиболее значимыми и влиятельными для формирования новой области исследования были публикации С. Альперса, М. Баксандалла, Ф. Киттлера, М.Б. Ямпольского и ряда других авторов, чьи работы подсвечивали новую проблемную область и рассматривали важные как методологические, так и дисциплинарные вопросы. Важной особенностью работ всех авторов являлась междисциплинарность, которая свойственна и самим визуальным исследованиям.
Зачем нужны визуальные исследования сейчас?
Если визуальные исследования появились уже в 80х годах, то почему мы не так много слышали о них буквально до последних двух-трёх лет? На этот вопрос тоже есть вполне очевидный ответ — из сугубо научного метода до массового использования визуальным исследованиям потребовалось время. Даже применять в академической среде визуальные исследования в процессе обучения студентов начали не так давно, а с развитием технологий потребность в работе с визуальным восприятием стала в разы выше.
Давайте теперь разберёмся во что превратилось визуальное исследование сейчас. Если говорить на научном языке, то визуальное исследование — это систематическое рассмотрение выбранного предмета, которое предполагает анализ в первую очередь визуальной составляющей. Визуальное исследование — всегда авторское высказывание, обладающее новизной, а также теоретической или практической значимостью.
Сейчас многие фотографы, дизайнеры, креаторы собирают себе мудборды или доски настроений, которые по сути своей являются простейшими вариантами визуальных исследований на выбранную тему, а в современных вузах, таких как ВШЭ визуальные исследования являются важнейшим видом курсовых работ.
Вместо послесловия
Ну как вы? Не сильно устали от абстрактных понятий современного культурологического дискурса? Надеюсь, что мне удалось немного рассказать о визуальных исследованиях и о том, как их можно применять сегодня. Если вам понравилась статья, не забывайте также подписываться на Ютуб, Телеграм и поддерживать автора на Бусти! Каждый подписчик — это огромная радость для меня.
Спасибо за прочтение и до новых встреч с искусством!