Найти тему
PsyCase

Вытесняющий объект как способ подавления побуждения



Есть мысль, что психоанализ работает с неудавшимся вытеснением. Напомню, что вытеснение - это, по сути, торможение работы какой-то психической группы, которая направлена на получение определенного результата. Если при вытеснении образуется канала, через который психический аппарат сбрасывает нагрузку изначального импульса, это говорит ровно об одном: полностью нейтрализовать возбуждение в исходной психической группе не удалось, а потому оно отводится и преобразуется в нечто, что допустимо для работы.

Например, вытесняемое желание близости с опорной фигурой может преобразоваться в повторение неких навязчивых действий.

Иными словами, симптом, или компромиссное образование, возникает вместо исконного желания, которое иначе как путем сброса нейтрализовать нельзя. В противном случае нагрузка в источнике влечения перейдет в перегрузку, а перегрузка ведет к тому, что энергия поглощается уже не за счет работы, а за счет распада и разрушения самой нагруженной структуры. Для нервной системы это плохой сценарий.

Мы можем сказать, что человек, пытающийся вытеснить желание, как бы сражается с этим желанием. И это логично: экономически влечение - это нагрузка (возбуждение), а вытеснение - противонагрузка (торможение). Это конфликт между "хочу действовать" и "я должен себя остановить".

В случае попыток остановить себя может возникать затруднение. Желание настолько сильно, что сил и ресурсов его остановить становится всё меньше. А это значит, что человек не может выполнить цель вытеснения: не допустить влечение до осуществления, при котором наступит событие - желанное для влечения и нежелательное для всего человека.

В таком случае мы можем видеть примерно такую картину. Предположим, что человек хочет себя выразить и проявить в отношении кого-либо: опорной фигуры, семьи, друзей и общества. Однако в истории развития у него отложен опыт, при котором попытки проявлять себя оборачивались отрицательным откликом со стороны значимых фигур, то есть опорных объектов, от которых он зависим как ребенок. Это значит, что его побуждение проявить и выразить себя приводили не к удовлетворению желания, а к враждебным действиям со стороны значимого объекта. Естественно, что ничего подобного человек не желает, а будучи маленьким не имеет достаточного набора опыта, чтобы как-то переработать и перестроить способы достижения цели.

В таком случае выходит, что его влечение (либидинальное по своей сущности) - (а) досаждает значимым лицам, (б) приводит к враждебным отношениям и (в) угрожает сохранению зависимости от опорных фигур. Всё это значит, что данное влечение отныне не должно допускаться до осуществления, а потому подвергнуться торможению - вытеснению.

Дело в том, что желание выразить и проявить себя - это своего рода общение субъекта со своим объектом. Собственно, ребенок от рождения начинает общение с матерью, сообщая ей (в рамках врожденного навыка) о своих состояниях и потребностях. В дальнейшем рассказ о себе, самораскрытие и выражение определенных состояний (мимика, позы, жесты) играют роль общения и сообщения другим о своём состоянии. По сути, это нужно для того, чтобы другой получал адекватное представление и формировал более точное взаимодействие с отправителем сообщения.

Поэтому мы можем говорить, что выражение и проявление себя - это разновидность, или частное проявление, врожденной (присущей виду) потребности образовывать и поддерживать связи с другими социальными субъектами. А это значит, что полностью вытеснить, то есть остановить, эту потребность нельзя: ее можно либо удовлетворить в рамках возможностей самого субъекта и среды, либо отвести и сбросить через отвлекающие формы поведения.

Что происходит с человеком, когда он в попытках проявить и выразить себя в отношениях со значимым лицом сталкивается с преградой и враждебностью? Ему нужно остановить эту форму поведения. Каким образом? Путем интернализации, то есть встраивания в систему Сверх-я родительского желания. Как это выражается? Это может иметь вид установки: "Я ничтожество, и всё, что я делаю, совершенно напрасно, и причиняет другим вред" (вариаций множество). Эта установка позволяет тормозить исходное побуждение.

Однако при этом мы можем наблюдать дополнительную картину. Человек не только считает себя ничтожеством, но при этом (а) продолжает натужные попытки проявлять и выражать себя, но (б) делает это в отношениях с объектами, которые гарантировано дадут ему враждебный отклик. С одной стороны, здесь человек отыгрывает и навязчиво воспроизводит известную сцену, имевшую место в прошлом. С другой стороны, он добивается того, что другие выступают враждебно в отношении его попыток, тем самым как бы поддерживают установку в карающем Сверх-я. То, что человек не может остановить сам, он останавливает с помощью других: тех, кто будет соглашаться с его враждебной установкой в отношении себя.


ВСЕ РЕСУРСЫ:

VK:
vk.com/psycaseanalytic

Boosty:
boosty.to/psycase

Dzen:
dzen.ru/psycase

Telegram:
t.me/psycaseanalytic

YouTube:
youtube.com/@psycase