Найти тему
Логопед Анна Полякова

Кто такой клинический детский логопед, и чем он отличается от логопеда педагога.

Сегодня пост откровение. Почему так много пишу о психиатрии я ведь логопед? Хочу дать объяснение этому вопросу. Я не простой логопед, основное направление моей работы область работы с детским мышлением. Конечно, я знаю приемы и логопедического массажа, и отработки, и постановки звуков, но основная моя работа- это сложные дети, и мне крайне важно оценивать их в нейропсихологическом комплексе. Совершенно бесполезно, например, ставить звуки ребенку с нарушением сенсорного слухового восприятия, мычит он не от тонуса, да и моторную апраксию у него еще нужно исключить. У ребенка с эхолалией нужно понять проседающие моменты, движение мысли из внешней на внутреннюю речь и обратно, отследить ведущий -рабочий анализатор, выявить нерабочий.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Еще в советские годы таких логопедов называли-афазиологи, они восстанавливали взрослых пациентов после поражения головного мозга. У детей по аналогии был создан диагноз дисфазия. Так же официально было установлено, что афазия может возникнуть на фоне дегенеративной психиатрической патологии, такой как шизофрения, например. Само по себе нарушение не является психиатрическим, ставят его неврологи, однако причины, лежащие в его основе, могут быть из разных областей.

Официальный диагноз моего сына дисфазия, у моего ребенка она сформировалась в следствии инсультов головного мозга, и является чисто неврологическим направлением. Так как я плотно работала с данной проблемой, то создала свой собственный подход к работе с детьми на разных участках восстановления недуга. Сын у меня оказался крайне комплексным малышом, протащившим меня по всем видам апраксии, получив еще и зрительные агнозии, и эхолалию в комплексе динамических нарушений мыслительного процесса. В общем тот еще путь мы с ним прошли. Прошли и вышли, оставив данный диагноз позади. Конечно, идеально не выходят из таких патологий. Сын все еще может достаточно долго формулировать мысль через э-э-э, но это свойственно и дикторам на радио, на фоне того, что было в комплексе его недугов, это допустимая плата с осознанием неизбежных огрех, свойственных патологии.

Однако все дети с афазией и дисфазией разные. И причины нарушений у них крайне разнообразны. Есть группа детей с проблемами неврологического толка. Сюда можно отнести неудачные роды, ставшие причиной поражения мозга, инфекционные заболевания мозга, пороки развития, сформировавшиеся под влиянием патогенных факторов, даже некоторые генетические синдромы, негативно влияющие на мозг, но не приводящие к дегенеративному распаду психических функций. Эта группа самая благоприятная в лечении и коррекции, так как она стабильна. И даже имея на старте сложный недуг такие дети редко дают откаты и ухудшаются.

Вторая группа сложнее. У данных малышей нарушения мышления становятся следствием распада психических функций на фоне нарушений обмена нейромедиаторов в головном мозге. Проще говоря, это дети дегенеративных синдромов, приводящих к распаду психики. Именно в эту группу входит ранняя детская шизофрения, с которой в какой-то момент тоже работают афазиологи. Однако момент этот появляется не сразу. На старте заболевания у таких детей еще нет распада процесса получения и обработки информации, мышление все еще имеет целостную структуру и не разрозненно. Постепенно по мере прогрессирования заболевания, ухудшается симптоматика, и вот тогда такому ребенку требуется уже афазиолог, чтобы не дать ему растерять полученные навыки и умения. Прогноз по таким детям в основном кране неблагоприятный. Течение болезни имеет два пути. Первый путь стабильное ухудшение состояния, и потеря рассудка. Второй скачкообразный, когда откат вызывают приступы заболевания, в моменты просвета ребенок может восстановить навыки и даже улучшить состояние, но очередной откат сведет все на нет. Прогноз зависит от способности держать заболевание в узде

Так же в группе логопеда-афазиолога встречаются дети с эпилепсией. Само это заболевание является одной из причин постепенно нарастающего снижения интеллектуальных способностей. Оно не приводит к заболеваниям шизофренического спектра и стоит отдельно в данной группе, но так или иначе пациенты данного направления требуют лечение специалиста моего профиля.

На данный момент я познакомилась с детьми из всех перечисленных групп. Самый сложный вид пациентов, это дети с проявлениями ранней стадии психиатрического недуга. Моей профильной симптоматики у них еще нет, но уже видны предпосылки к нарушению когнитивных функций и восприятия действительности. Обычно это дети надомного обучения, которые по причине проблем поведения не смогли учиться в обычной школе, не смотря на интеллектуальную норму, подтвержденную разными тестами. Родители бьются в панике ища лечение, не готовые услышать суровую правду диагнозов врачей. Все, что может в данном случае логопед - это отправить к профильному врачу психиатру, чтобы остановить процесс распада и ребенок все-таки не стал пациентом афазиолога в более взрослом возрасте. На самом деле, данные дети даются мне тяжелее всего, особенно в моральном плане. Порой куда проще работать и диагностировать ребенка с ДЦП, зная, что в его случае заболевание хоть и страшное, с распадом функций получения и обработки информации, но не фатальное, и имеющие надежду на успех.

Важный вопрос, что задают родители сложных детей с органическими нарушениями головного мозга: "Может ли на фоне органического поражения возникнуть ранняя детская шизофрения?" Ответ тут однозначный, шизофрения заболевание наследственное-генетической природы, инсульт может лишь стать провоцирующим фактором для ее запуска, так же, как и чрезмерный стресс. С учётом того, что процент больных в мире стабилен и составляет около 1%, вероятность эта весьма не велика. Тут крайне важным моментом остается наследственный фактор, при наличии двух больных родителей риск составляет около 50%, а при наличие одного больного родителя, он около 10%.

Скажу честно, мне одинаково жалко всех малышей, не зависимо от природы их нарушений. Но, конечно, как специалисту мне проще работать с не дегенеративными вариантами отклонений. Так же весьма сложным моментом становится необходимость донести до мамы все еще относительно сохранного ребенка возможные страшные перспективы, да и надо ли это делать мне? Я считаю, что все-таки это обязанность профильного врача, плотно работающего с данной стадией нарушения. Хотя, конечно, когда мама просто слышит направление к клиническому психологу, не то, что к психиатру и то у нее возникает страшный протест отрицания, свойственный всем мамам столкнувшимся с чем-то страшным и опасным.

Надеюсь, профессия логопеда-афазиолога стала чуточку более понятна, хотя бы в плане объема работы?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.