Пару лет назад пошли первые разговоры о появлении на мировом рынке нового производителя графических процессоров – Moor Threads, что в этом сегменте случается чрезвычайно редко. Что это за компания, какие у нее цели, стоят ли ее технологии внимания и действительно ли они принадлежат именно ей? Попробуем разобраться вместе.
Легенда
Moore Threads Technology – это китайская компания со штаб-квартирой в Пекине, основанная в октябре 2020 года Чжаном Цзяньчжуном. Утверждается, что ранее он занимал пост вице-президента и генерального менеджера в китайском филиале NVIDIA, чем якобы и объясняется быстрый старт на рынке видеочипов. Ведь Moore Threads претендует ни много ни мало на лавры первой китайской компании с разработанной с нуля графической архитектурой MUSA (MT Unified System Architecture). В развитие компании вложились такие инвестиционные фонды и компании, как Shenzhen Capital Group, GGV Capital, Sequoia Capital China, ByteDance и Tencent. Кроме прочего, с октября 2023 года Moore Threads включена в американский санкционный список ‘Bureau of Industry and Security's Entity List’, что косвенно подтверждает серьезность ее деятельности – просто так в него не попадают. Начиная с весны 2022 года Moore Threads провела несколько крупных презентаций и публично представила ряд разработок в области графических чипсетов для десктопов, рабочих станций, серверов и ИИ-ускорителей, рассчитанных в первую очередь на внутренний рынок Китая. В связи с тем, что ее руководство предпочитает не давать публичных комментариев по целому ряду вопросов своей деятельности и некоторых технологических особенностях, в СМИ циркулирует ряд устойчивых слухов, проверить которые не представляется возможным.
В наличии
В начале апреля 2022 года Moore Threads анонсировала графические процессоры MTT S60 (для персональных настольных ПК) и MTT S2000 (для серверов), выполненные на базе 12-нм техпроцесса и архитектуры MUSA. На борту S60 8 Гбайт LPGDDR4x, а заявленная вычислительная мощность видеокарты составляет 6 терафлопс. В свою очередь, S2000 снабжена 32 Гбайт памяти, а ее мощность составляет 12 терафлопс. В рамках используемой архитектуры MUSA обеспечивается поддержка DirectX Runtime, OpenCL, OpenGL, Vulkan и NVIDIA CUDA. Кроме того, представленные видеокарты поддерживали кодирование и декодирование видео в форматах H.264, H.265, AV1, только декодирование – VP8, VP9. Видеокарту MTT S2000 также можно использовать при работе с ПО для игр и проектирования Houdini (Side Effects Software), Unreal Engine (Epic Games), Unity (Unity Technologies), D5 Render (Dimension 5 Techs). Карты совместимы с компьютерами и серверами на базе процессоров х86 и ARM.
Весной 2023 года были представлены еще два графических ускорителя MTT S80 с 16 Гбайт 256-битной GDDR6-памяти и MTT S70 с 7 Гбайт 224-битной GDDR6-памяти. Основные технические характеристики S80: максимальная частота ядра – 1800 МГц, эффективная частота памяти – 14 ГГц, пропускная способность памяти – 448 Гбайт/с, вычислительная мощность – до 14,4 терафлопс, теоретическая максимальная скорость закраски – 460 гигапикселей/с, шина – PCI Express 5.0 x16, энергопотребление – до 255 Вт. Основные технические характеристики S70: максимальная частота ядра – 1600 МГц, эффективная частота памяти – 14 ГГц, пропускная способность памяти – 392 Гбайт/с, вычислительная мощность – до 11,2 терафлопс, теоретическая максимальная скорость закраски – 358 гигапикселей/с, шина – PCI Express 5.0 x16, энергопотребление – до 220 Вт. В системном корпусе каждая из видеокарт занимает пространство 2,5-3 слотов, хотя официально заявлено двухслотовое исполнение. Связано это, видимо, с массивной системой охлаждения из внушительного кулера и трех вентиляторов. Ситуация по разъемам отличная: три порта DispayPort 1.4 и один HDMI 2.1.
В обеих картах используется графический процессор под кодовым названием Chunxiao (техпроцесс 7 нм), но разных версий. Изначально этот GPU производился на производственных линиях тайваньской TSMC, но после усиления американских санкций в отношении КНР, скорее всего, основным производителем станет китайская SMIC.
Стоит отметить, что при использовании в современных играх видеокарты показывают низкую скорость и производительность даже на низких или в лучшем случае средних настройках графики. В большинстве опубликованных тестов, с которыми нам удалось ознакомиться, речь идет о разрешении максимум на уровне Full HD, а часто даже меньше, что тоже не всегда позволяло избежать неожиданных просадок,...