Найти тему
УЛА керамика

Зачем купать глиняную посуду в молоке? Молочение керамики. Как я молочила и Почему больше не буду.

Оглавление

Приветствую! В керамике есть интересная техника, которая называется молочение. Это слово не косвенно, а напрямую отражает суть ритуала: обожжённые изделия погружают в молоко, сушат и обжигают на небольшой температуре. Звучит немного по-ведьмовски, вам не кажется?))

Пиала из красной глины. Фото автора.
Пиала из красной глины. Фото автора.

Зачем это вообще нужно? Вся ли керамика проходит молочение? А на заводе так же делают? Чем хороша молочёная посуда?

Она отличается от той, которой мы привыкли пользоваться. Когда видишь такую посуду, сразу представляется домик на краю леса, корова, пасущаяся на сочно-зелёном лугу, опрокинутая корзина с румяными яблоками возле плетня. У молочёных изделий такие же неоднородно-румяные бока, как у тех яблок. Многие отмечают, что она особенно тёплая, "живая". Такая посуда, ваза, подсвечник отлично впишется в стиль деревянного дома или бани.

Конечно, не вся керамика нуждается в молочении. Сейчас расскажу, для чего это вообще нужно, и вы сразу всё поймёте. Существуют разные виды глин. Подробнее о том, какие они бывают, можно почитать в этой статье. Молочение применяется на светлых и красных глинах с высоким водопоглощением. Чтобы пользоваться посудой из такой глины, нужно закрыть ей поры. Если этого не сделать, то налитая в такую чашку вода/чай/суп окажется на столе. Причём, в буквальном смысле, прямо у вас на глазах. Просто вытечет через поры в черепке. Значит ли это, что посуда бракованная? И да, и нет. Не вся глина способна спекаться "в ноль", поэтому браком это считать нельзя. При этом, пользоваться такой посудой тоже нельзя. К тому же, по российскому ГОСТу, водопоглощение посуды должно быть не выше 3%, а массы, о которых мы говорим, имеют водопоглощение от 10% и выше. Т.е. мы либо выбираем для посуды каменную массу, либо думаем как закрыть поры. Однако, в ГОСТе есть упоминание и про другую посуду - майолику. И это даёт право на жизнь посуде из низких керамических масс.

Самый простой вариант защитить поверхность от протекания - покрыть глазурью. А если хочется "натуральную", естественную фактуру посуды? Если хочется посуду, как у бабушки в деревне? Если нравится трогать не глянцевый стеклянный, а слегка шершавый, бархатистый бочок кружки? Тут и приходит на помощь молочение!

Посуда из красной глины. Внутри глазурь, снаружи молочение. Фото автора.
Посуда из красной глины. Внутри глазурь, снаружи молочение. Фото автора.

Делается это так. Посуду погружают в молоко (или несколько раз поливают молоком), оно заполняет поры черепка, затем нужно обязательно высушить изделия (я сушу сутки), после чего обжечь на температуру 250-300 градусов с получасовой выдержкой на пиковой температуре, чтобы молоко спеклось в порах и закупорило их. В идеале, после этого ещё нанести ганозис - и вообще красота!

Поверхность обработана ганозисом. С такой посуды как с гуся вода)) Фото автора.
Поверхность обработана ганозисом. С такой посуды как с гуся вода)) Фото автора.

Ганозис - это специальная смесь на основе воска. Ей покрывают молочёную керамику для дополнительной защиты, и для красоты. Поверхность становится приятно-бархатистой, с характерным полуматовым блеском.

Считается, что молочение изобрелось само собой - хозяйки хранили молоко в глиняных кувшинах, топили его в этой же посуде в печи, и, таким образом, поры закупоривались. А позже обратили на это внимание и стали использовать специально. Сейчас существует даже глина, разработанная специально для выразительного молочения!

Делают ли так на заводе? Я не знаю именно про заводские условия. В магазине неоднократно видела молочёную посуду - горшочки для запекания, большие миски типа салатников. Даже на ценнике было написано "молочение". Возможно, эту посуду произвели не на традиционном заводе, а в небольшой мастерской, или её сделал частный мастер. Тем не менее, в крупных магазинах такую посуду встретить можно. И, судя по тому, как быстро она заканчивается на полках, можно говорить о её популярности.

Среди мастеров-керамистов есть те, кто занимается исключительно такими изделиями. И их популярность тоже только растёт.

Помимо посуды, таким способом делают и керамические флейты-окарины. Считается (лично пока не могу подтвердить этот факт, только слышала о нём), что звучание окарины из пористой замолочённой массы гораздо лучше, чище, чем из каменной.

Окарина из красной глины. Фото автора.
Окарина из красной глины. Фото автора.

В чём же минусы молочения?

Если это декоративная керамика, то минус, по сути, один: такая керамика на любителя.

С посудой же придётся повозиться. Во-первых, рекомендуют одну посуду использовать под один вид напитка. Условно, либо это чёрный чай, либо зелёный. Потому что, несмотря на все защитные обработки, черепок всё же способен впитывать запахи, а потом их отдавать. Попивая зелёный чай после кофе, вы можете почувствовать странный вкус и запах. По этой же причине рекомендуется не оставлять в ней еду и напитки, а сразу после использования мыть и насухо вытирать. Не замачивать в воде, и уж тем более, с другой грязной посудой.

Блюдце в виде головы девочки из красной глины. Фото автора.
Блюдце в виде головы девочки из красной глины. Фото автора.

Молочение - это не навсегда. Оно имеет свойство стираться. Если вы регулярно используете свою посуду, моете-трёте, то через какое-то время потребуется обновить покрытие. Можно сделать это самому, а лучше попросить керамиста. Он заново обожжёт её, чтобы выгорела вся органика, даже внутри в порах, замолочит и покроет ганозисом. Обратно вы получите, по сути, новую вещь.

Заварочный чайник из красной глины. Фото автора.
Заварочный чайник из красной глины. Фото автора.

Опишу свой личный опыт молочения и почему ищу ему замену.

Начитавшись в интернете рекомендаций по самостоятельному молочению, я решительно приступила к действиям. Хорошо, что мужа в этот вечер не было дома))) Первое, с чем я столкнулась - это непонимание, как именно нужно покрывать молоком. Пробовала поливать, обтирать губкой - всё казалось не то. Оставались разводы, некрасивые подтёки. В итоге, просто замочила в тазике с молоком. Какое-то время керамика полежала в тазу, потом я её достала, аккуратно промокнула излишки молока, и поставила в холодную духовку. Минуя этап сушки. На этом никто из моих заочных учителей не сакцентировал внимание, а это СУПЕР МЕГА ВАЖНО! Скоро узнаете, почему. Духовку поставила на максимальный нагрев. У меня была информация, что нужно дождаться пиковой температуры (у меня 250гр), и выдержать 30 минут. Через 20 минут (моя старенькая духовка ещё не нагрелась до 250гр), появился запах. Интенсивность его стремительно нарастала. Через 30 минут стали слезиться глаза, принудительная вентиляция не справлялась. Через 40 минут мне казалось, что мы горим, ни о какой получасовой выдержке не могло быть и речи. Я мысленно обругала всех моих заочных советчиков и открыла духовку. Густой едкий дым заполнил кухню. Проветриванием я занималась весь оставшийся вечер. Провоняла вся квартира, и запах сохранялся потом ещё недели две.

Что же я достала из духовки? Чёрную, чернющую керамику. Я рассчитывала на лёгкую приятную патину с затемнением углублений, типа этой

Удачное, на мой взгляд, молочение. Фото автора.
Удачное, на мой взгляд, молочение. Фото автора.

А получила испорченные обгоревшие вещи. Нужно сказать, я пересмотрела своё отношение к некоторым из них, но это было сильно позже. Такому эффекту способствовало и то, что я не просушила молоко перед запеканием. Если бы я поставила изделия в духовку на следующий день, всё могло быть иначе. А так мокрое молоко вскипело, буквально вспузырилось. На изделиях было множество мелких пузырьков, которые оставляли светлые точки, если их поскрести ногтем.

Светлые точки остались от вскипевшего молока. Фото автора.
Светлые точки остались от вскипевшего молока. Фото автора.

Как же молочат керамисты? Многие делают это в муфельной печи - в той, в которой и обжигают свою керамику. А такие печи чаще всего стоят в нежилых помещениях. Запрограммировали обжиг, поставили в ночь, утром пришли и проветрили.

Повторные мои опыты молочения сильно лучше. Во-первых, теперь я просушиваю изделия сутки. Во-вторых, не дожидаюсь острой стадии задымления, а достаю керамику сразу, как только запах начинает становиться насыщенным. И получаю свой любимый цвет! Изделия светлые, с лёгкой патиной.

Слегка замолочённые керамические пиалы. Фото автора.
Слегка замолочённые керамические пиалы. Фото автора.

Пользуюсь такими пиалами дома и очень довольна. К тому же, они так приятно пахнут! Молоком и мёдом. Причём, этот запах не "портится". Однако, и тут меня поджидал сюрприз. Я заметила, что на тех пиалах, которые я не использую, образовался светлый налёт, как будто они грязные. Похоже на не смытый жир, или что-то вроде этого.

Здесь немного видно светлый налёт на дне соусника. Фото автора.
Здесь немного видно светлый налёт на дне соусника. Фото автора.

Осмотрев все свои изделия, я пришла к выводу, что это не спечённое молоко. То есть, я прерываю процесс спекания молока раньше, чем нужно, поэтому оно остаётся не спечённым и выходит наружу, образуя такой налёт. На моей посуде такого не было просто потому, что я этот налёт смывала. Он легко смывается губкой.

Пока для себя я приняла решение не делать молочение, потому что полноценно сделать это мне не позволяют условия, а недоделывать оказалось чревато некрасивым налётом. Буду пробовать другие варианты декора. Потому что такая керамика мне нравится своей живостью и тем, что она получается всегда разная. К тому же, её так приятно держать в руках!

А вам нравится неглазурованная посуда?

Ваза из красной глины, расписанная в технике сграффито. Фото автора.
Ваза из красной глины, расписанная в технике сграффито. Фото автора.

Юля УЛА керамика.

Коротко о том, как делать керамику.

Еда
6,93 млн интересуются