Найти в Дзене
Лена Пономарева

Как наладить контакт с трудными учениками

За годы работы в школе мне не раз приходилось сталкиваться с проблемой «трудных» детей. Это те ребята, которые конфликтуют с одноклассниками и учителями, нарушают дисциплину, не хотят учиться. Как же найти подход к таким ученикам?

Прежде всего, важно понять причины их поведения. За внешней «трудностью» часто скрываются внутренние проблемы ребенка: неблагополучие в семье, недостаток внимания, сложности в общении со сверстниками. Нужно проявить искренний интерес к его внутреннему миру.

Я стараюсь найти в каждом ученике что-то хорошее, похвалить его за конкретные успехи и старания. Даже самый сложный ребенок нуждается в одобрении и поддержке. Это помогает установить с ним доверительные отношения.

Важно не ругать и не наказывать сразу за проступки, а спокойно объяснить, какое поведение является приемлемым, а какое – нет. Порой дети просто не осознают границы дозволенного. Главное – общаться с учеником на равных, избегая менторского тона.

Стараюсь привлекать «трудных» детей к ответственным поручениям, давать им возможность проявить себя. Доверие вселяет в них уверенность, желание оправдать его.

Конечно, бывают ситуации, когда моих усилий недостаточно. Тогда я привлекаю школьного психолога, обращаюсь за помощью к родителям. Но какой бы сложный ни был ребенок, важно не терять надежды найти к нему подход. И тогда даже «трудные» ученики становятся полноценными членами школьного коллектива.