Найти тему

Функция контроля в управлении: тиран или верный союзник?

Оглавление
Контроль: тиран или верный союзник?
Контроль: тиран или верный союзник?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я бы хотел пригласить вас разобраться в одном интересном вопросе - что же представляет собой такое явление в менеджменте как контроль? Чем же он может быть полезен и стоит ли его опасаться?

Признаться честно, контроль зачастую имеет довольно мрачную репутацию. Многие воспринимают его исключительно как нечто репрессивное и ограничивающее свободу. Однако на мой взгляд, такое представление не совсем справедливо и однобоко. Ведь при правильном подходе контроль способен быть весьма полезным инструментом, помогающим достичь поставленных целей и повысить эффективность любых видов деятельности.

Давайте разберемся подробнее в том, что собой представляет этот неоднозначный феномен, каковы его разновидности, методы и принципы. Уверен, мы найдем немало интересного и познавательного!

Определение понятия "Контроль"

Итак, чтобы разобраться с феноменом контроля, начнём с определения - что же это такое?

Контроль - это процесс обеспечения достижения поставленных целей путем измерения и корректировки деятельности подконтрольного объекта.

Контроль включает в себя несколько ключевых этапов:

  1. Установка стандартов и критериев, характеризующих желаемый результат или цель. Это могут быть числовые показатели, качественные характеристики, сроки и т.д.
  2. Измерение и оценка фактических результатов деятельности объекта контроля. Это предполагает сбор информации, данных, анализ и сравнение с установленными стандартами.
  3. Выявление отклонений фактических результатов от желаемых, определенных стандартами. Если отклонений нет - контроль подтверждает правильность деятельности.
  4. В случае значительных отклонений разрабатываются и принимаются меры по корректировке деятельности объекта контроля для достижения поставленных целей.

Таким образом, контроль направлен на обеспечение желаемого, запланированного результата через мониторинг и при необходимости коррекцию действий. Иными словами, контроль следит за тем, чтобы мы шли в правильном направлении и не сбивались с курса на пути к достижению намеченного результата.

Разновидности контроля

Одно из ключевых разграничений, которое проводится - это контроль самого процесса выполнения работ и контроль полученного результата.

Первый, контроль процесса, нацелен на отслеживание правильности и соответствия регламентам конкретных действий, этапов и операций в ходе осуществления деятельности. Примеры - проверки соблюдения технологических инструкций, графиков, стандартов обслуживания и тому подобное. Цель - не допустить ошибок и сбоев на выходе за счёт выявления и исправления их источников на этапе работы.

А вот контроль результата, как видно из названия, сфокусирован уже непосредственно на проверке качества конечного продукта или итогов деятельности. Здесь анализируется - насколько то, что получилось в итоге, соответствует изначально заявленным целям и определениям успешности их достижения.

Как видно из описания - это два разных вида контроля, имеющие свои отличия:

  1. Контроль процесса сфокусирован на отслеживании этапов, процедур и методов осуществления какой-либо деятельности с целью гарантировать их соответствие установленным стандартам.
  2. Контроль результата ориентирован на оценку конечного продукта/итога деятельности по заранее определённым параметрам или критериям.
  3. Контроль процесса отслеживает, как что-либо делается. Контроль результата - что получилось в итоге.
  4. Контроль процесса предшествует контролю результата и опосредованно влияет на него. Если рабочие процессы отлажены, это минимизирует ошибки на выходе.
  5. Контроль процесса - более трудоемкий, так как требует постоянного мониторинга. Контроль результата более одномоментный.

Таким образом, эти виды дополняют друг друга, обеспечивая эффективный всеобъемлющий контроль на разных этапах работы.

Методы контроля

Теперь разберемся с методами, с помощью которых контроль осуществляется на практике.

Один из самых распространенных и привычных методов - документальный контроль. Как видно из названия, он предполагает проверку финансовых, отчетных, технических и иных документов - на предмет их соответствия нормативным требованиям.

Другой не менее популярный подход - наблюдение, то есть непосредственная визуальная оценка за ходом процесса или промежуточными результатами. Применяется как с целью контроля, так и для последующего анализа и оптимизации операций.

Также широко используется опрос - рабочие совещания, интервью, анкетирование и пр., чтобы получить обратную связь от сотрудников, клиентов, других задействованных лиц об их оценке текущего положения дел.

Применяются также диагностические методы, например, тестирование знаний, компетенций работников, измерение параметров работы оборудования и т.д.

А еще современный контроль немыслим без применения разнообразного аналитического инструментария - будь то статистика, сравнительный анализ показателей, моделирование прогнозов на будущее.

Ну и конечно, аудит - независимая, формализованная проверка соблюдения стандартов, нормативов и т. д.

Что еще важно. Контроль может основываться как на числовых показателях (конкретные объёмы продаж, нормы времени и т.д.), так и на качественных характеристиках (соответствие стандартам, уровень удовлетворенности клиентов и проч.). Главное, чтобы основания для сравнения реальности с "идеалом" были максимально конкретными и объективными. И тогда можно с уверенностью сказать - контроль работает!

Как видим, способов контроля существует немало, и их эффективное комбинирование позволяет получать максимально полную и объективную картину.

О пользе контроля

До этого мы рассмотрели сущность и виды контроля, коснулись применяемых методов. Теперь давайте подытожим, что же контроль представляет собой в целом и принесет ли он больше пользы или вреда, если к нему правильно подходить.

Итак, по своей сути, контроль - это механизм управления, призванный свести к минимуму расхождение между поставленными целями и реальным положением дел. Если говорить метафорой, контроль выступает своего рода навигационной системой, помогающей верно выбирать курс и своевременно замечать опасности по пути следования.

Грамотно выстроенный контроль не столько ограничивает, сколько наоборот - раскрепощает. Ведь он снимает излишнюю неопределенность и позволяет действовать с большей уверенностью и минимальными рисками ошибок.

Конечно, важно соблюдать разумную меру и не впадать в крайности излишнего администрирования. Но это вопрос гармоничного баланса, а не полного отказа от контроля как такового. Ведь именно контроль зачастую отделяет успех от неудачи.

Давайте теперь более детально рассмотрим вопрос о том, при каких условиях контроль действительно способен принести максимум пользы:

  • Во-первых, крайне желательно формализовать сам процесс контроля - определить этапы, назначить ответственных, установить периодичность. Иначе это может превратиться в хаотичное мероприятие, выхватывающее лишь фрагменты ситуации.
  • Во-вторых, ключевой момент - выбор показателей для оценки реального положения дел. Они должны быть конкретными и измеримыми. И тогда контроль превращается фактически в мониторинг значений этих индикаторов.
  • Ну и третий немаловажный нюанс - обеспечение «самоконтроля» исполнителей, то есть заинтересованности в достижении целей. Тогда контроль будет не столько административным принуждением, сколько естественной частью рабочего процесса.

В общем, при соблюдении этих и некоторых других условий, контроль превращается в мощную систему управления развитием, а не торможения. Дать дорогу контролю? - Безусловно!

О вреде чрезмерного контроля

Следующий аспект, который стоит рассмотреть в контексте темы контроля - возможные негативные последствия чрезмерного контроля. Да, при правильном подходе это полезный инструмент, но злоупотребление им может принести немало вреда. В частности:

  1. Гиперконтроль подрывает мотивацию и инициативу персонала. Люди теряют заинтересованность в достижении результата, если за каждым их шагом следит "комендант".
  2. Формализация и жёсткая отчётность провоцируют нечистоплотное поведение - приписки, фальсификации ради "галочки". Ведь главное - следовать формальным показателям, а не заниматься делом.
  3. Избыточный контроль требует очень много времени и сил. Сотрудники вынуждены отвлекаться на второстепенные задачи сбора данных и подготовки отчётности в ущерб основной деятельности.

Значит ли это, что контроль вреден сам по себе? Конечно же, нет. Но опять же - важно знать и соблюдать меру, чтобы эффект был позитивным, а не обратным. Всё хорошо в меру!

Ключевые принципы для эффективного применения контроля

Теперь давайте выделим ключевые принципы, которые позволят максимально эффективно использовать этот инструмент:

  1. Целенаправленность. Контроль должен быть жёстко увязан с целями деятельности, которую он призван обеспечить. Иначе это бессмысленная трата времени.
  2. Своевременность. Задержки с контролем или недостаток актуальных данных делают невозможным своевременное реагирование на возникающие отклонения. Это очень опасно.
  3. Оптимальность затрат. Издержки на контроль (временные, денежные, трудовые) должны быть адекватны ожидаемой от него пользе. Переборщить легко!
  4. Объективность. Контроль и оценка ситуации должны быть максимально непредвзятыми и достоверными. Иначе решения будут приниматься на основе искажённых данных.
  5. Направленность на поиск решений. Выявление недостатков это лишь первый шаг. Второй - определение путей устранения этих недостатков.

Вот пять китов, на которых держится эффективный контроль. Овладеть ими - значит овладеть важнейшим инструментом успеха!

Заключение

Итак, что же мы можем резюмировать по этой теме:

  1. Дали четкое определение термина "контроль", рассмотрев его сущность и основные задачи.
  2. Выявили основные формы и разновидности контроля, чем они различаются.
  3. Обозначили ключевые методы и инструменты, используемые на практике для осуществления контроля в различных сферах.
  4. Определили как позитивные стороны контроля, так и имеющиеся ограничения при чрезмерном увлечении им.
  5. Сформулировали основные принципы организации эффективного контроля для получения наибольшей отдачи.

В целом, можно утверждать, что контроль - это важнейший инструмент управления, направленный на повышение качества и результативности в любой сфере деятельности. Будучи грамотно организован, он способен принести существенную пользу.

Если материал понравился — ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другой интересный и полезный контент 👍