Найти тему
Альтера

SEO-исследование медицинской тематики: удобство пользователя

Оглавление

Продолжаем серию публикаций, посвященную нашему «Исследованию медицинской тематики» в Санкт-Петербурге. В первой публикации мы рассказывали о целях нашего исследования и принципе отбора многопрофильных медицинских клиник, сегодняшняя публикация посвящена удобству интерфейсов, которые предлагают клиники посетителям на сайтах.

Часть 8 «Удобство пользователя»

Мы уже несколько раз затрагивали в нашем исследовании вопрос высокой конкуренции в тематике «Медицина». Срез сайтов в данной тематике имеет очень разнообразный структурный состав:

· официальные сайты медицинских клиник и центров,

· различные информационные порталы и справочники,

· агрегаторы клиник и врачей,

· сайты онлайн-аптек,

· и т.п.

В условиях высокой конкуренции клиникам необходимо не только предоставлять качественный контент, но и уделять большое внимание оформлению контента

Для увеличения количества первичных обращений в клинику недостаточно привести пользователя на сайт – его надо удовлетворить и удержать.

Данная часть исследования разделена на три подраздела:

1. Интерфейс,

2. Формы записи,

3. Способы контакта.

Интерфейс на сайте клиники должен быть простым, удобным и интуитивно понятным. Структура сайта и навигация должна быть логична, а кнопки и ссылки – давать однозначное понимание того, что они делают и куда ведут. Формы записи на прием – должны находиться на видном месте, быть легко доступны и просты для заполнения.

В связи с наличием несущественных различий на ТОП-15 сайтов в каждой секции блока мы решили рассчитать итоговый балл за блок после анализа всех трех подразделов. Важность критериев, которая рассчитывается на основании использования каждого у ТОПовых сайтов – будет дана для каждого.

Интерфейс

Мы оценили и сравнили на сайтах клиник следующие критерии:

-2

По данным сервиса Яндекс.Радар доля пользователей смартфонов превысила долю пользователей ПК в 2019 году:

Сервис Яндекс.Радар
Сервис Яндекс.Радар

Согласно собранной Яндексом статистике – за последний квартал 2023 года доля пользователей смартфонов составила почти 70%:

Сервис Яндекс.Радар
Сервис Яндекс.Радар

Примечательно, что за период ведения статистики со 2 квартала 2015 года – доля планшетов в общей массе упала с 8,14% до 1,65%. Очевидно, планшеты у потребителей не пользуются популярностью, по крайней мере в России.

Почти 70% пользователей выходят в интернет с мобильных устройств, поэтому запускать в 2024 году сайт без адаптивной верстки – нецелесообразно. Тем более как раз в конце 2023 года ПС Google полностью перешел на Mobile First Index – то есть теперь на 100% сайтов приоритет при индексации отдается мобильной версии сайта, и если ее нет – на ТОП Google рассчитывать не стоит.

-5

В нашей выборке не оказалось сайтов без адаптива.

Все сайты, не только медицинские, должны качественно, удобно и быстро помогать пользователю решать его задачу. Если его задача – найти подходящего врача или услугу и записаться на прием – необходимо упростить ему решение этой задачи, иначе он уйдет к конкурентам.

-6

Структура сайтов клиник – чаще сложная, нежели простая. Не все клиники реализовывают понятную структуру на сайте и прозрачную навигацию. В таких случаях пользователю может помочь строка поиска. Несмотря на то, что строка поиска была обнаружена практически на всех сайтах нашей выборки, на ~10% через строку поиска невозможно найти услуги и врачей – результаты поиска ограничиваются только информационными материалами и новостями.

На большинстве сайтов клиник поиск работает отлично – в результатах можно найти и информационные статьи, и врачей, и услуги по различным направлениям клиники.

-7

Версию для слабовидящих людей внедряют 62% клиник. При анализе мы оценивали лишь наличие версии для слабовидящих, но не ее качество. Основное отличие версий для слабовидящих на сайтах нашей выборки – в наличии (или отсутствии) возможности гибко управлять шрифтами и качество верстки после изменения размера шрифта. В любом случае, все сайты, где данный функционал был обнаружен, существенно упрощают взаимодействие с контентом для людей со слабым зрением.

-8

Немаловажным фактором в современной медицине является скорость получения результатов различных медицинских исследований. 51% клиник предоставляют пациентам возможность получить доступ к Личному Кабинету, где ведется история обращений, результатов анализов и диагностических исследований.

Наличие ЛК позволяет пациентам не только оперативно получить «на руки» результаты исследований, но и иметь постоянный доступ к этим результатам без необходимости хранения их в бумажном виде.

К сожалению, почти половина клиник нашей выборки доступ к ЛК не предоставляют. Каким образом пациенты данных клиник получают результаты и заключения нам точно не известно: по телефону, электронной почте либо при повторном визите к врачу.

Но не все Личные Кабинеты клиник одинаково доступны. Только ~30% клиник предоставляют возможность получить доступ к ЛК через мобильные приложения для iOS или Android. Примечательно, что приложения для Android встречаются немного чаще, нежели для iOS.

-9

В рамках данной подсекции мы определили важность критериев на основе ТОПовых сайтов нашей выборки. Вот как он сформировался:

-10

Все ТОПовые сайты в обязательном порядке имеют адаптивность и адекватно работающий поиск по сайту, услугам и врачам. Личный кабинет встречается реже, как и версия для слабовидящих, тем не менее их отсутствие не особо сказывается на ранжировании этих клиник в поиске, как и отсутствие мобильных приложений, больше важны адаптивность и качество контента.

Говоря о сайтах медицинских клиник важно помнить, что они должны не просто собирать максимум трафика из поисковых систем, а конвертировать данный трафик в пациентов.

Формы записи

Мы проверили как клиники оформляют формы записи и какой функционал предлагают посетителям.

-11

Мы ожидали обнаружить форму записи на 100% клиник из выборки, но 23% клиник не имеют форм записи, предоставляя возможность записи на прием только через форму «Обратный звонок» («Перезвоните мне») или по телефону.

На сайтах, где форма записи имеется, мы проверили следующие критерии:

-12

На диаграмме приведены данные только по тем сайтам, у которых форма записи на сайте имеется.

· 6% клиник не позволяют пациенту записаться на прием без регистрации в личном кабинете;

· 9% клиник не позволяют пациентам выбрать необходимую специализацию врача при записи на прием;

· 15% клиник не позволяют пациентам указать удобную дату приема;

· 27% клиник не позволяют пациентам выбрать конкретного доктора при записи;

· 27% клиник не имеют функционала выбора времени приема.

-13

В процессе сбора данных мы заметили, что клиники, которые позволяют пациентам указать дату, время приема, специализацию и конкретного врача – работают через сторонние сервисы записи, связанные с МИС, или собственную CRM.

Помимо основной формы записи на сайтах некоторых клиник представлены «упрощенные версии», состоящие из небольшого количества полей. Такие формы мы тоже проверили. Сюда же вошла форма «Обратный звонок».

-14

Когда данный инструмент является вспомогательным для записи, а не основным, его наличие может сконвертировать тех пользователей, которые не любят или не хотят заполнять большие формы с выбором врача, даты и времени приема – за них это сделает оператор колл-центра.

Важность критериев данной подсекции распределилась следующим образом:

-15

На всех сайтах из ТОПа формы записи представлены. Но не на всех сайтах имеется возможность выбрать конкретного врача, что не является фактором ранжирования и не мешает данной клинике занять достойное место в поисковой выдаче.

Помимо форм записи мы решили оценить – а какие вообще способы контакта предлагают клиники?

Способы контакта посетителей с клиникой

Мы не сравнивали возможность позвонить в клинику, так как этот способ контакта очевиден и имеется на 100% клиник, в отличие от других:

-16

Разные клиники предлагают различный набор способов связи для посетителей сайта.

«Обратный звонок» представлен на 67% клиник. Менее половины клиник выделяют оператора на обработку сообщений в онлайн-чате. Еще меньшее количество работают с мессенджерами WhatsApp, Viber, Telegram.

Последние несколько лет наблюдается тренд на использование мессенджеров для контакта с организациями, только 37% клиник оказалось «в тренде».

Процент наличия онлайн-чатов немного удивил, ожидали увидеть меньшее количество, так как мы сами часто сталкиваемся с ситуацией, когда посетители медицинских сайтов воспринимают «Онлайн-консультанта» именно как консультанта по их проблеме, а не способ записи на прием.

Важность критериев распределилась следующим образом:

-17

Большая часть сайтов предлагает посетителям «Обратный звонок», а вот «Онлайн-консультант» встречается существенно реже. И это очевидно – чем лучше сайт ранжируется в поиске, тем больше получает трафика, тем сильнее возрастает нагрузка на операторов чатов. А конверсия обращения в чаты – достаточно низкая.

Возможность связи через мессенджеры у ТОПов – отсутствует вовсе. Что, как мы узнали, не мешает им занимать высокие позиции в Яндекс и Google.

Итак, подведем итог и посмотрим, какие сайты лучше справились с проработкой факторов всех трех подсекций:

-18

Общий балл рассчитан как сумма баллов каждой подсекции исследования в блоке, нормированная от 0 до 10. Максимальное количество баллов за все три подсекции – 10.

С заметным отрывом от других и несущественным между собой в лидерах нашего рейтинга оказались два сайта:

· meddynasty.ru

· smclinic-spb.ru

Остальные сайты проработали факторы секции чуть хуже, но тоже на достаточно высоком уровне.

Развивайте и улучшайте свои сайты, отталкиваясь от списка лидеров и важности критериев — это позволит сделать их удобнее, получить больше трафика из поисковых систем и увеличить количество конверсий.

На сегодня — все. Спасибо за внимание!

Предыдущие статьи цикла «SEO-исследование медицинской тематики в Санкт-Петербурге»:

1. Вводная часть – здесь мы рассказывали о целях нашего исследования и методологии.

2. Часть 1 и Часть 2 объединены в одну статью – здесь мы провели анализ полноты базовой информации о клинике и проверили наличие контента, который в большей или меньшей степени может формировать доверие к клинике.

3. Часть 3 «Информация об услугах» – в этой статье мы проверили полноту общей информации об услугах клиник на сайтах.

4. Часть 4 «Страницы услуг» - в этой статье мы оценили качество контента на страницах диагностических и лечебных услуг.

5. Часть 5 «Страницы направлений» - здесь мы разбирали контент на страницах различных направлений.

6. Часть 6 «Карточки врачей» - рассказали про то, как клиники оформляют карточки врачей.

7. Часть 7 «Страницы заболеваний» - проанализировали и сравнили как клиники оформляют информационный контент на сайтах.

8. Часть 8 «Удобство пользователя» - вы здесь.

***

Подписывайтесь на наш Телеграм: t.me/alteraagency — в нем мы делимся новыми кейсами и полезным контентом по маркетингу и поисковой оптимизации.