«У него с рождения еще тот характер!»
Довольно часто приходится слышать от мам.
А между тем, характер – это приобретенная категория.
Совокупность факторов:
Биологических, социальных и личностных.
Например, ребенок достаточно часто болеет. В период болезней чувствует чрезмерное внимание и тревогу матери. Привык к тому, что от его участия мало что требуется.
Соответственно, по характеру будет, с большой долей вероятности - чувствительный, не способный за себя постоять. Не стремящийся что-то доказать.
В зависимости от воспитания, от характера взаимоотношений с родителями, характер может приобрести несколько иную составляющую.
В нашем примере усилим материнскую опеку матери. Она не работает. Вся жизнь крутиться вокруг ребенка. Он свет в окошке.
Значит, в характере могут добавиться истероидные, нарциссические нотки.
И тогда в общении с другими людьми добавиться холодность, пренебрежение.
Поэтому важно видеть, корректировать какие-то нюансы характера, чтобы ребенку помочь.
И, да, коррекция, тоже комплексная. Здоровье, семейные отношений и помощь в усилении каких-то личностных сторон.
Подчеркиваю еще раз: ребенок проявляет такие черты в силу обстоятельств. Т.е. при коррекции должно менять внешние обстоятельства. Не только проводить работу с ребенком.
Подростковому возрасту свойственна акцентуация характера. Т.е. усиление, гиперболизация каких-то сторон характера.
Тревожные становятся еще тревожнее, истеричные требуют к себе еще большего внимания. Замкнутые уходят в себя без остатка.
В норме акцентуация сглаживается к 18-19 годам.
Но, если био и социальные факторы продолжают давлеть, то подобные гиперчерты закрепятся.