Найти тему
Открытая семинария

Аугсбургер (ЖЕЗЛ 4)

ЖЕЗЛ - Жизнь и Евангелие Замечательных Людей, это серия о Наставниках.

Ваш покорный слуга и мой Наставник - доктор Даниэль Аугсбургер. 1995 год
Ваш покорный слуга и мой Наставник - доктор Даниэль Аугсбургер. 1995 год

Эту серию я пишу в общем для себя, ради себя - потому что соблюдаю Духовные Законы уважения, признания и провозглашения Наставника, чтобы иметь право самому называться и быть Наставником для кого-то (1-ая, 2-ая, 3-я). Можете ее не читать, если нет времени.

Не все были так счастливы и благословенны с наставниками, как я. У кого-то вообще не было в жизни достойного наставника, и тогда жизнь человека значительно обедняется. Многие вещи мы упускаем, многие благословения недополучаем, многие важные для нас пути не проходим - потому лишь, что не было Наставника, что никто не вдохновил, не помог. Потому и ценились так высоко в СССР тренеры разных видов спорта - потому что они невольно выполняли роль Наставника. И развивали в человеке не только спортивные качества, но и необходимые качества характера. Так что для многих людей тренер сделался первым, а зачастую и единственным Наставником по жизни.

Этого мало. Но я хочу воздать должное и этому наставничеству. Например, на меня оказал большое влияние мой преподаватель физкультуры Виктор Терентьевич. Он развил мою любовь к лыжам и помог мне выработать "бойцовский" характер, как он говорил. То есть умение сжать волю в кулак и переть, переть до последнего грамма силы. Он, кстати, так и жил, и так и умер пенсионером - на лыжне! Прекрасная смерть!

Это я к тому, что особенность Наставника в том (и отличие от учителя), что мы перенимаем что-то от Наставника совершенно иным образом, чем от учителя - через "настройки" Наставника. Наставники невольно передают тем, кто идет за ними с раскрытым ртом (я только так и хожу:) свои любовные настройки на то, чо они сами любят, от чего они сами "тащатся", "кайфуют". Это - великая сила! И блажен тот, кому в жизни посчастливилось удачненько собрать себе перманентный, вошедший в привычку, в плоть и кровь набор "любовей", которыми вы заразились от своих наставников и развили в себе. Я буду счастлив в конце жизни, если буду знать, что и моя любовь к Богу и Его Слову, и все вытекающие из этого мои "любови" кому-то передадутся, в ком-то расцветут ярче, чем во мне самом. Это и есть - предназначение человека.

В предыдущей публикации я рассказал о М. П. Кулакове, которого также считаю своим Наставником. Мне довелось очень близко работать с этим человеком, занимаясь невиданной прежде духовно-просветительской работой: сплочением тысяч разрозненных, разбросанных по территории всего СССР (тогда был еще СССР) маленьких и больших общин верующих - через публикацию первой в СССР Христианской газеты Слово примирение (главным редактором которой я был с 1990 года). Произошло нечто даже большее, чем сплочение старых общин - происходила интеграция в них новых людей, еще советских людей. Я днями и ночами был поглощен этой работой, ездил по всему Советскому Союзу (где я только не был!), встречался с сотнями и тысячами людей, издавал и распространял газету...

Беловежские соглашения 8 декабря 1991 года: распад или развал СССР
Беловежские соглашения 8 декабря 1991 года: распад или развал СССР

И на моих глазах произошло два невероятных чуда, произошло невозможное. Пока Горбачев и Ельцын развалили казалось бы незыблемый Союз множества советских народов, развалили величайшую империю (это - первое чудо, мерзкое, почти "невозможное", но случившееся), Михаил Петрович сплотил тысячи разрозненных, разделенных, разномыслящих, разноплеменных, разно-разно-разно верующих людей в единую организацию (второе чудо). Кто мог помыслить, что СССР можно развалить - притом изнутри, с помощью "уважаемых людей"?

Доктор богословия М. П. Кулаков
Доктор богословия М. П. Кулаков

Я вам скажу совершенно точно, потому что во многом был инсайдером тех событий, что по пьянке и из корысти и глупости - гораздо легче развалить целую страну, чем сплотить хотя бы двух человек. А Михаил Петрович сплотил огромнейшее количество людей из самых разных республик СССР - тех самых республик, которые тогда уже "отваливались". А тут люди вдруг наоборот - соединяются!
Я, собственно, "проглядел" развал народов СССР потому что я так был зачарован в то время тем, что люди верующие из этих самых республик прямо на глазах сплочаются, преодолевают свои различия, свои амбиции. Я вам точно скажу (и вы меня поймете и услышите!), что сплочить, скажем, десять верующих гораздо (!) сложнее, чем сплотить, скажем, 10 советских граждан. Граждане СССР и так были сплочены единой культурой, языком, идеологией. Тут скорее проблемой было их разделить.

Увы, их не услышали.
Увы, их не услышали.

А вот сплотить хотя бы десяток верующих - это проблема. Вы можете видеть это на ОС. Тут никто практически ни с кем другим ни в чем НЕ согласен. Только со мной иногда:) Ахаха... Вот, для тех, кто является постоянным читателем ОС - иллюстрация: попробуйте представить себе, ну, скажем, нашего Лесного Эльфа в согласии со Светланой Д., к примеру, ну, или кем угодно еще. Ну, невозможно. А Михаилу Петровичу удалось сплотить адвентистов, реформистов, субботников и ряд других, безымянных больших и малых групп верующих из практически всех республик СССР воедино! Объединить людей через общую газету "Слово примирения", общее издательство "Источник жизни", общую Заокскую Духовную Семинарию, общую финансовую и административную организацию! Вы представляете себе? Я - с трудом, хотя был и свидетелем, и активным участником этого процесса.

Людей религиозных очень, очень сложно как-то сплотить. Особенно когда учитываются факторы деноминаций, национальности, воспитания, привычек и т.д. И вот, представьте, Михаил Петрович, пока одни занимались развалом того, что казалось невозможно развалить, собрал то, что, казалось, невозможно собрать! И он просто "тащился" от этого: я мог прийти к нему в кабинет в Семинарии и в 10, и в 11 часов вечера, а у него там будет гореть огонек, и он там будет отвечать на письма, проверять бумаги, готовиться к проповеди. Потому что он любил людей!

Он любил этих странных, подчас фанатичных, далеких от него по культуре, по образованию, по взглядам, по характеру людей, привыкших к своим резким, религиозно "незыблемым" взглядам. В этом была его сила: Михаил Петрович умел вместить их всех в свое сердце - и там победить, объединить, примирить! Недаром наша газета называлась "Слово примирения." Ее архив и советское еще свидетельство о регистрации хранится теперь у меня.

Я часто думал в ту пору: почему же государство этим не занимается? Почему не примиряет свои народы, которые в ту пору только начинали разбегаться? Ведь это сделать достаточно просто - куда проще, чем та задача примирения непримиримых, которую в то время поставил перед собой и реализовал Михаил Петрович. Я при каждой встрече с ним (а встречи эти были как минимум еженедельные) тихонько сравнивал его с тогдашним лидером страны Горбачевым, и мое сравнение было не в пользу последнего.

-5

Но пришло время, и меня ждали новые Наставники. И следующим моим наставником сделался мой преподаватель церковной истории Даниэль Аугсбургер. В 1993 году я поехал заканчивать свою учебу на магистерской программе в университет Андрюса (Мичиган). И там меня, бедного студента из России, заметил один из моих преподавателей - и началась новая эпоха в моей жизни.

Что произошло? Я и сам до конца не знаю, если честно. Однажды после богослужения в огромной университетской церкви ко мне подошел доктор Аугсбургер и сказал, что ему было дано "откровение", как он выразился, обо мне: "Бог велел мне тебе помочь, потому что у Него есть особенный план для тебя." Когда я спросил его, что это было за откровение, и что за план, он ответил примерно так: "Тебе еще рано знать об этом. Просто служи честно Богу и людям, и Бог вознесет тебя на вершины Земли! Только не возгордись!"

Мы в те годы
Мы в те годы

Шел 1993 год. И он организовал для меня, у которого за душой не было ни гроша, учебу на докторской программе университета - программе, которая стоила целого состояния! Он никогда не открыл мне причины своего особого расположения ко мне. Может быть он и хотел это сделать, но не успел: однажды он просто не пришел на очередную лекцию. Он умер от сердечного приступа.

Удивительный, святой Божий человек! Мы со студентами слышали, как он идет еще с другого конца коридора - такая тяжелая была у него сердечная одышка. Но он не мыслил свою жизнь без преподавания, без университета, без студентов. Потомок древнего рода европейских графов и баронов, он был удивительно скромным и простым человеком. Его прадеды служили Филиппу Гессенскому - славному прадедушке нашей святой государыни-мученицы - и сражались вместе с ним за свободу своей веры. Что дал он мне?

-7

Во-первых, он дал мне великолепное (без всякого хвастовства) образование. Он организовал мой приезд на докторскую программу, и хотя средства у него были весьма ограничены, все же их хватило, чтобы я с семьей мог начать учебу. Когда Аугсбургер сказал, что он организует для меня учебу на докторской - я не поверил. Я вернулся тогда в Россию и обо всем забыл. Я был счастлив в России, хотя мне и горько было видеть (шел 1993 год) - как разваливается моя страна.

И вот, спустя где-то полгода, я получаю по почте пакет с документами: я был принят на докторскую программу университета Андрюса, и за меня была внесена значительная сумма, которая позволяла мне начать учебу в любое время! Это все организовал этот удивительный человек!

Озеро Мичиган
Озеро Мичиган

Но этим его влияние на мою жизнь и его наставничество не ограничилось. Он преподавал в университете Историю христианской Церкви - и я навсегда полюбил этот предмет. По сути ОС - это кафедра церковной истории, только расширенная моим непоседством. А еще я умножил свою любовь к преподаванию. Вы когда-нибудь видели человека, который шел на работу как на праздник? Это был доктор Аугсбургер. Даже с одышкой! А вслед за ним и я перенял эту привычку. И даже одышку. И даже инфаркт. Мы все пинимаем от Наставников, даже болезни... Но Господь меня исцелил.

Также я научился у него... старчеству. Я прямо "завис" сейчас над этой строкой, не зная - как выразить то самое главное, что я от него получил. Попробую еще раз: старчество! Он был для меня "старцем" - не в религиозном понимании этог слова, но как родной дедушка. Этот "дедушка" имел ясный ум, великолепную память и громадный опыт жизни. Находясь рядом с ним я, молодой человек, невольно учился смотреть на мир глазами старца, глазами человека, имеющего за плечами долгую-долгую жизнь служения Богу и студентам.

Дом в котором мы жили. На кампусе университета Андрюса.
Дом в котором мы жили. На кампусе университета Андрюса.

Я вот, когда гуляю с собакой, гляжу на мир отчасти глазами собаки: замечаю всех кошек на пути, выбираю маршруты, где меньше брехучих собак, суматошных кур и т.д. Это потому что я люблю и уважаю свою собаку - я невольно посматриваю на мир ее глазами. А когда мы любим и уважаем наставников наших, то мы невольно глядим на мир через их опытные глаза. Я избежал многих "болезней роста", или возрастных кризисов, благодаря тому, что Аугсбургер помог мне видеть мир глазами человека, подводящего итоги своей жизни. Видеть жизнь с начала, и видеть жизнь с конца...

Не всякий старик годится в старцы, конечно. Но вот Аугсбургер был послан мне Богом и самым решительным образом определил мой жизненный путь, направив меня на докторскую программу - со всеми дальнейшими немыслимыми последствиями для моей жизни.