«Не устану повторять о том, что ЧЕЛОВЕКА формирует Детство.
Художник Каллиста Иванова
Моя бабушка очень любила вышивать.
В деревне, весь дом был уютно украшен трудолюбивыми руками мастерицы-бабушки: и наволочки, и занавески, и покрывала, и скатерти, и настенные панно. Заходя в уютный бабушкин дом, я буквально утопала в вышитых цветах и в эти моменты становилась самым счастливым человеком!
Разговаривая с мамой и рассматривая старинную вышивку из бабушкиного сундука, выяснилось, что моя мама тоже умела вышивать и многие потрясающие работы вышила именно моя мама, в этот момент я была искренне удивлена и мое сердце наполнялось еще большей гордостью.
Выставочный проект «Бабушкин Сундук» - это в первую очередь история про эмоции и чувства; это теплые воспоминания из детства; это гимн каждой бабушке и каждой маме, так трепетно создающие уют в своем доме; это сказка, сохранившаяся на всю жизнь…», - говорит автор проекта и создатель современных произведений искусства Каллиста Иванова.
Финалист Общероссийского проекта «Культурный Код РФ» Каллиста Иванова, открывает волшебный бабушкин сундук и демонстрирует зрителю яркую палитру генетического кода страны.
Выставочный проект «Бабушкин Сундук» – уникальный творческий эксперимент, проект-размышление на тему прочтения культурного кода страны, объединяющий в себе разные техники рукоделия и декоративно-прикладного искусства: вышивку крестом, гладью и бисером; использование лоскутной техники, винтажного кружева, различных тканей и гобелена.
Не случайно в экспозиции Каллисты представлено множество работ с использованием вышивки. Вышивание занимало в жизни наших предков особое место. Традиционная вышивка- это богатейший источник познания истории и культуры народа России. Из поколения в поколение совершенствовались приемы вышивания. Уже с раннего возраста девочек обучали основам вышивания. Вышивая, мастерицы обращались к богам, с просьбой защитить себя и близких от горя, напастей, даровать здоровье и силы, принести в дом счастье и благополучие.
Вышивкой украшали одежду и предметы быта: подзоры, передники, головные уборы, платки , юбки, душегреи, сарафаны, занавески, скатерти, наволочки и полотенца.
Вплоть до середины 19 столетия наиболее распространенной техникой было вышивание крестом.
Основной цвет мотива в русской вышивке - красный множества оттенков, от темно-брусничного до оранжевого. Наряду с красным, рукодельницы отдавали предпочтение синему, зеленому, желтому и черному цветам. Очень часто применялся белый цвет, составлялись двухцветные и многоцветные сочетания.
Для женской одежды помимо красного использовали черный цвет, цвет матери-земли, пытаясь таким образом даровать себе радость материнства. Мужскую одежду вышивали, часто используя синий или зеленый цвета, ведь славяне верили, что синий защитит их от стихий, а зеленый - от ран.
Основными элементами рисунка на вышивках были геометрические фигуры: ромб и крест. Наряду с геометрическими мотивами в русской вышивке представлено большое разнообразие зооморфных и растительных орнаментов.
Наиболее распространенным цветом в вышивке была роза. Также вышивали колокольчики, маки, незабудки, ромашки и тюльпаны. Нередко можно было встретить изображение различных ягод.
Выставочный проект «Бабушкин Сундук» – это гармоничное сочетание старинных рецептов душевности и приемов актуального искусства.
Создавая серию произведений для выставки, автор вновь пережила и переосмыслила свои самые трепетные воспоминания из детства, связанные с семейными традициями, памятью рода и символами русской культуры, которыми в старину были наполнены уютные горницы наших бабушек.
Каллиста вдохновлялась кропотливым трудом нескольких поколений женщин, трудом, требующим смирения, внимания к деталям, мудрости и терпимости.
Одним из ключевых элементов выставки является демонстрация на полотнах русского национального головного убора -КОКОШНИКА.
Кокошник - старинный женский головной убор, часть русского национального костюма, выступает в философской системе Каллисты ярчайшим символом русской идентичности. Ценность кокошника в отражении многогранной русской души подтверждает сама история.
На полотнах Каллисты кокошник превращается из простого головного убора в символ веры и манифестацию русской идеи. Куполообразный кокошник является олицетворением русского духа, незримо присутствующего в каждом элементе народного быта.
Выставка «Бабушкин Сундук» – это не только размышление, но и своего рода смелый эксперимент интегрирования старинного рукоделия наших бабушек в современное произведение искусства.
В экспозиции используются не только вышивки современных мастериц, но и вышивки 70-80-ых годов.
Использование винтажной вышивки при создании современного панно в столь обширной коллекции - происходит впервые в истории русской культуры, это первый шаг, пример новаторства и авторского подхода к созданию и развитию высоких ремесел России, в столь непростых современных геополитических условиях.
Возможно , это своего рода бунт, вызов зрителю и обществу, повод для переосмысления старого в контексте преемственности культуры.
Данный проект возвращает нас к истокам русской культуры, русской души, русской идентичности.
Это возможность окунуться в мир детства, почувствовать трудолюбие, заботу и тепло бабушкиных рук. Выставка демонстрирует красоту и уют русской избы, благодаря преобладанию истинно женского начала, это приверженность традициям, переосмысление забытых, но важных для каждого жизненных ценностей.
Автор проекта «Бабушкин Сундук» Каллиста Иванова - участник и победитель общероссийских и международных проектов в сфере искусства; член Евразийского художественного союза; почетный член МАСИ; автор современных арт проектов.
#бабушкинсундук
#каллистаиванова
#artfuturegallery