Найти в Дзене

Зачем нужна мама Трубадура в «Бременских музыкантах»?

Оглавление

«Зачем этот персонаж — мама Трубадура? Ну ненужный же, притянутый за уши, да еще и тонет в самом начале, портит все настроение... Зачем?!»

Пожалуй, это самый частый вопрос, который я слышала от знакомых, как и я, посмотревших на каникулах киносказку «Бременские музыканты». В данной статье отвечу на него развернуто.

Уход мамы главного героя — распространенный зачин волшебных сказок

В общем-то вот он, ответ, — в подзаголовке выше. Но давайте порассуждаем.

Если учесть, что работа режиссера А. Нужного — это фильм-сказка, то ввод мамы Трубадура в сюжет с точки зрения драматургии волшебной сказки вполне оправдан.

Нежная, как тюльпан; бесконечно любящая; сама весна — именно такой и должна быть мама в волшебной сказке. Фото — стоп-кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023
Нежная, как тюльпан; бесконечно любящая; сама весна — именно такой и должна быть мама в волшебной сказке. Фото — стоп-кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023

Дело в том, что любая сказочная история описывает инициацию главного героя — отрезок жизни, на котором этот герой взрослеет и переходит в новый этап. И для «запуска» процесса инициации нужен сильный импульс, мотивация. Зачастую таким импульсом становится кончина родителей.

С ухода мамы начинаются, скажем, всем известные «Золушка» и «Белоснежка». Без такого вступления просто-напросто не было бы встречи этих и других популярных героинь с их принцами и всем знакомого «жили они долго и счастливо». (Читаем между строк — чтобы дорасти до замужества, девушке нужно пройти этап самостоятельной жизни, в которой нет матери).
Да, мам в сказках лишаются обычно девушки. Но из песни, а в нашем случае, из старого советского мультика слов не выкинешь. Авторы сценария образца 1969 года придумали Трубадура-юношу, и здорово, что в 2024 году он им и остался :)

Кроме того, не бывает хорошей сказки без так называемой арки главного героя. По сути это путь, включающий начало, кульминацию и финальную точку. Крепкая, грамотно выстроенная арка держит сюжет, без нее он попросту разваливается.

В мультфильме-мюзикле нам было не столько важно знать, откуда и для чего Трубадур появился в Бремене; куда интереснее наблюдать за его нарядом и, конечно, слушать песни. Но полнометражному фильму, к тому же заявленному как киносказка, без предыстории, объясняющей причины всего дальнейшего развития главного героя, не обойтись. Иначе... теряется весь смысл.

Вспомните, с чего начинается фильм «Бременские музыканты»: мама, перед тем как уйти под воду, завещает маленькому Трубадуру, что бы ни случилось, петь от чистого сердца. И, пройдя через ряд испытаний и соблазнов, главный герой «закрывает» свою арку тем, о чем много лет назад говорила ему матушка: выбирает жить свободно и исполнять песни, написанные сердцем. При этом он, безусловно, счастлив с любимой — классическое, хрестоматийное завершение волшебной сказки.

«Пообещай мне, что ты будешь петь от чистого сердца», — мама Трубадура должна была появиться в новом фильме, чтобы сказать эти слова. Фото — стоп-кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023
«Пообещай мне, что ты будешь петь от чистого сердца», — мама Трубадура должна была появиться в новом фильме, чтобы сказать эти слова. Фото — стоп-кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023

Ну и как же после этого недоумевать, зачем в фильме персонаж Ю. Пересильд?

Но почему так жестоко — под лед?...

Отвечая на этот вопрос, я вспоминаю, что жестоким способ ухода мамы Трубадура кажется только взрослым зрителям. Обратите внимание — дети воспринимают эпизод с трагедией на льду куда легче, чем их родители. Точно так же, кстати, происходит, когда они читают сказки, а не смотрят.

Почему?

Потому что детская психика органично воспринимает метафоры, заложенные в художественных произведениях. И если предположить, что создатели «Бременских музыкантов» хорошо знают сказку как культурное явление, то и момент с утонувшей матерью они закладывали именно как метафорический, фигуральный, а не буквальный.

Когда сказочному герою приходит время взрослеть, в первую очередь ему необходимо отделиться, сепарироваться от мамы и папы. Ровно как в реальной жизни.
Да, в обоих случаях этот процесс происходит неприятно, больно. Так вот чтобы юный читатель его прочувствовал, запомнил и уяснил, нужно показать ему наглядный, такой же «болючий» пример. Но делается это не с целью напугать!
Исследователи сказок убеждены, что ребенок способен отделить фантазию от реальности и знает: сказочные события и персонажи в жизни не повторяются точь-в-точь, в отличие от опыта героев. Для них

Другими словами, образ матери можно воспринимать, например, как музу, которая от творческих людей (а Трубадур творческая личность, музыкант) периодически уходит, утекает, растворяется, погружая их в хаос, который в фильме, в свою очередь, представлен бандой Атаманши...

Кстати, прощание с мамой в фильме показано очень деликатно и эстетично. А об аллегоричности прямо говорит и сам Трубадур: «Моя мама превратилась в музыку» (дословно не помню, поправьте меня в комментариях, если я ошиблась).

После этих слов уже становится очевидным: на самом деле мама никуда не ушла, она осталась со своим сыном. Просто ему нужно было время, чтобы отыскать ее внутри себя. И зритель 6+ понимает это на интуитивном, бессознательном уровне.

Я же, зритель 35+, как ребенок радовалась, когда, пусть и на последних минутах, Трубадур с Трубадурочкой все же нарядились в аутентичные костюмы из советского мультика. Фото — стоп-кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023
Я же, зритель 35+, как ребенок радовалась, когда, пусть и на последних минутах, Трубадур с Трубадурочкой все же нарядились в аутентичные костюмы из советского мультика. Фото — стоп-кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023

А вы смотрели фильм? Понравился? Пишите в комментариях :)

И обязательно подписывайтесь, чтобы узнавать больше о секретах волшебных сказок и силе сказкотерапии. Подписаться на канал >>>