5 января 1877 г. в газете «New York Times» опубликовали сравнительно небольшое сообщение в связи с кончиной Корнелиуса Вандербильта. В предусмотрительно составленном им завещании четко расписывалось, кому и сколько достанется из наследства, тянувшего в общей сложности на 100 млн. долларов, что составляло почти третью часть золотого запаса США. В некрологе также сообщалось, что известие о смерти самого богатого на тот момент человека Америки, значительно влиявшего на экономику страны, не вызвало каких-либо финансовых потрясений на фондовом рынке. Да это и понятно: налаженный им бизнес работал как часы…
Корнелиус Вандербильт родился в 1794 г. на острове Стейтен Айленд, округ Ричмонд штата Нью-Йорк. Отец Корнелиуса не особенно преуспевал, но семья не бедствовала благодаря имеющейся ферме и небольшой лодке. Первое и второе прекрасно дополняли друг друга, поскольку собранный на ферме урожай имел постоянного покупателя на нью-йоркском рынке, куда товар перевозился на лодке. Кроме того, отец Корнелиуса подрабатывал тем, что спасал груз с суденышек, потерпевших крушение в местных водах. Все это в итоге позволяло семье иметь гарантированный кусок хлеба на столе.
Корнелиус, который с малолетства помогал отцу, осваивал все тонкости маневрирования в узких каналах и прохождения опасных проливов нью-йоркской гавани, в том числе и в шторм. Из-за этого он в 11 лет бросил занятия в школе, зато к 16 годам в искусстве управления лодкой не имел равных во всей округе. В этом же возрасте юный Вандербильт решает зарабатывать самостоятельно и просит у матери в долг сто долларов. Мать деньги одолжила, правда прежде Корнелиусу пришлось вспахать и засеять каменистый участок в 37 соток. Деньги пошли на приобретение небольшого двухмачтовика, управлял и ухаживал за которым он сам.
Занявшись перевозками рыбы, фермерской продукции, а также пассажиров по маршруту Стейтен Айленд – Манхэттен, за первый год работы Вандербильт не только отдал матери долг, но и заработал первую прибыль – тысячу долларов. Услуги юного «Корнеля-лодочника», как называли его старшие «коллеги», пользовались спросом – они стоили дешевле, чем у других, а сам Вандербильт заработал репутацию трудолюбивого и честного человека. Но самое главное, он приобрел принцип, которого придерживался всю последующую жизнь – снижай цену, чтобы делать бизнес.
Несмотря на молодой возраст, Вандербильт имел железную хватку. В 1812 году началась англо-американская война, и восемнадцатилетний Вандербильт, уже имевший некоторый вес в тогдашних бизнес-кругах НьюЙорка, получает правительственные контракты на снабжение товарами фортов и военных судов, стоящих в акватории Нью-Йорка и Чесапикского залива. Дела идут настолько хорошо, что на заработанные деньги Вандербильт приобретает уже три плавсредства, ставит на них своих людей, а завистливые конкуренты зовут его не иначе как Командор.
К 1817 году Вандербильт имеет уже 9 000 долларов и… выходит из бизнеса. Знакомые крутят пальцем у виска, но ему плевать на чужое мнение. Не имея какого-либо образования, и не желая тратить на него время и деньги, Вандербильт решает совместить приятное с полезным и, распродав свой флот, нанимается капитаном на небольшой пароход, владельцем которого был некий Томас Гиббонс, с жалованием 1000 долларов в год. Учиться Вандербильт предпочитал за чужой счет. Тяга к знаниям проснулась не случайно – начиналась эра пароходов. Инженер Роберт Фултон поставил на линию Нью-Йорк – Олбани свое детище под названием «Clermont». У рядовых обывателей громоздкий колесный пароход, с огромной трубой и трюмом, занятым машинным отделением, восторга не вызвал, но Вандербильт смотрел на фултоновское изобретение иначе – судно, идя вверх по Гудзону, развивало скорость в четыре узла, что означало новые возможности. Короче говоря, поработав на пароходе Гиббонса и изучив его устройство, Вандербильт разрабатывает свой проект парового судна и убеждает хозяина построить его. В итоге новострой получил название «Bellona», а Вандербильт стал партнером Гиббонса.
«Bellona» курсирует по реке Раритан, перевозя пассажиров из Нью-Браунсвика в НьюЙорк, а в Нью-Браунсвике Вандербильт приобретает таверну, хозяйничать которой ставит свою жену (которой он успел обзавестись в 1813 году). Таверна, расположенная на берегу реки, тоже приносит доход, ведь ее постоянные клиенты – пассажиры с останавливающихся судов. Надо ли говорить, что Вандербильт остался верен своему принципу! Если у других компаний поездка стоила 4 доллара, то Вандербильт за то же самое просил один доллар.
Кстати, о конкурентах. Ими были, ни много ни мало, упомянутый инженер Фултон и американский политик Ливингстон, отхватившие тридцатилетнюю монополию на речные перевозки в этой местности. Так что, работая на их «участке», Вандербильт нарушал монополию, а, следовательно, и закон, представители которого безуспешно пытались арестовать нарушителя. Почему безуспешно? Потому что просто так задержать судно никто не мог: необходимо было соблюсти определенные формальности – вручить капитану постановление суда. Но когда «Беллона» ошвартовывалась, ее капитан банально прятался в укромных местах – ходили слухи, что на судне была потайная каюта – так что найти его, а значит арестовать, никогда не удавалось.
Так продолжалось до 1824 года, когда Верховный суд Штатов признал существующую монополию незаконной. Казалось бы, компаньонам работать и работать, но в 1829 году Вандербильт снова уходит в «одиночное плавание» под недоуменные взгляды и перешептывания за спиной. Заработав к этому времени капитал уже в 30 000 долларов (и это при наличии семьи и детей, которых, собственно, тоже надо содержать), Вандербильт приобретает собственный флот и снова создает головную боль для других компаний. Ну, например, «Гудзоновская речная ассоциация» перевозила пассажиров из НьюЙорка в Олбани за три доллара. Командор принял вызов и поначалу продавал билет на тот же маршрут за один доллар, а потом вообще сделал проезд бесплатным. Убытки компенсировались за счет того, что еда и напитки на борту его судов стали стоить в два раза дороже. Члены «Ассоциации», почесав в затылке, рассудили, что от конкурента дешевле откупиться, и заплатили Вандербильту 100 000 долларов за то, чтобы тот «переехал» в другое место, и поклялись выплачивать ежегодно в течение десяти лет еще по пять тысяч, только чтоб он не возвращался.
К 1840 году Вандербильт нажил миллионы долларов, его флот насчитывал более ста судов, а компания была одним из крупнейших американских работодателей того времени. Тут бы можно было остановиться и отдохнуть, но Командор этого не умел, он умел только зарабатывать деньги. В 1849 году началась калифорнийская золотая лихорадка. Люди валом валили за золотым песком. Но! Панамского канала еще и в проекте не было, поэтому с Восточного побережья народ плыл на судах в Панаму, затем на мулах преодолевал Панамский перешеек, и снова морем до Сан-Франциско.
Вандербильт и здесь увидел широкие возможности для бизнеса. На этот раз он не стал «лезть в чужой огород», он придумал новый маршрут. Командор покупает восемь океанских пароходов, создает компанию «Accessory Transit» и за 10 000 долларов покупает у правительства Никарагуа право организации чартера. Компания расчищает русло реки Сан-Хуан (причем, Вандербильт сам стоит на руле пароходика, отправленного на разведку), сооружает доки на озере Никарагуа, а также укладывает двенадцатимильную щебневую дорогу к порту Сан Хуан дель Сюр (к созданию которого тоже прикладывает руку) на Западном побережье. Таким образом, старатели, обуреваемые жаждой золота, прибывают не в Панаму, а в никарагуанский порт Грейтаун, и плывут по реке СанХуан, затем по озеру Никарагуа, а 12 миль, что отделяют западный берег озера от тихоокеанского побережья, едут по вполне комфортной дороге. Маршрут сокращается на 600 миль, по времени занимает на два дня меньше, а проезд стоит четыреста долларов вместо шестисот. Этот проект приносит Вандербильту больше миллиона долларов за год, но власть в Никарагуа сменилась, и новое правительство не пожелало продлить с ним контракт. Тогда Вандербильт переходит работать на панамский маршрут, и конкуренты вновь откупаются от него, но деньги здесь уже другие – 700 тысяч долларов.
Одновременно с этим, Командор приступает к трансатлантическим перевозкам, и здесь ему приходится соперничать с такими «монстрами», как «Кунард» и «Коллинз», имеющими правительственную поддержку Британии и, соответственно, США. Вандербильт же работает самостоятельно. Он ставит на линию три океанских лайнера, один из которых – пароход «Вандербильт», самое большое на то время судно из пересекавших Атлантику. В борьбе за пассажиров, Вандербильт использует свой главный принцип – плата за проезд и провоз багажа существенно ниже, чем у соперников. И те больше ориентируются на богатых пассажиров, то командору доход приносят эмигранты и пассажиры второго и третьего классов. Любопытно, что опытный моряк Вандербильт, знавший, что такое море не понаслышке, все же не страховал свои пароходы – настолько он был уверен в профессионализме своих экипажей и техническом состоянии судов.
В 1861 году Командор «завязывает» с морями. Во-первых, в Америке началась гражданская война между Севером и Югом, а во-вторых… Во-вторых, не надо забывать, что Вандербильту уже было под семьдесят. Так что сферу своих интересов он перенес на сушу, отдав, тем не менее, свою гордость – пароход «Вандербильт» – правительству республиканцев, которое сделало из него военный корабль. С окончанием войны Вандербильт снова делает деньги – железные дороги, акции… Но морские привычки остаются с ним до самой смерти. Не смотря на все свои миллионы, живет он скромно и даже на старости лет при дамах может выругаться так, как это делают только на флоте.
Никто никогда не мог понять Вандербильта. Предугадать поступки «безумца», каковым считали его менее успешные конкуренты, не представлялось возможным. Но для «Корнелялодочника» составляющие успеха были очевидны: тяжелый труд, жесткая конкуренция, ответственность перед клиентом и скромность.
Выражаем признательность БТО РПСМ за оказанное содействие при подготовке материала.
Источник: http://spb.sur.ru/