Рассказ об этом путешествии выходит в трех частях.
Начало истории - по ссылке.
День 3.
На третий день путешествия мы проснулись и сделали трек по озеру Кезеной-Ам, попытались взойти на гору Шимерой, посмотрели мёртвый город Хой, исследовали развалины замка Аду-Сурхо, преодолели очень сложную горную дорогу через перевал в Дагестан, в Рахате (село в Дагестане) побывали на фабрике бурок и мельнице, где делают урбеч, спустились на высоту 937 метров над уровнем моря, ночевали в Ботлихе (Дагестан).
Кезеной-Ам - самое большое озеро на территории Чеченской республики. Находится на границе Веденского района Чечни и Ботлихского района Дагестана. В озере круглый год холодная вода, поэтому купаться там запрещено. Само озеро и его окрестности непередаваемой красоты. Вода в зависимости от глубины бирюзового, изумрудного, глубокого синего цвета и очень прозрачная. Мы сделали трек по берегу, немного поднялись наверх, оттуда потрясающие панорамы. Фото и видео говорят сами за себя, но как обычно не передают полной картины.
На берегу озера есть всесезонный спортивный комплекс, где мы ночевали. Есть отель, прокат лодок, конные прогулки и, судя по стройке, будет горнолыжный спуск. На озере проводят даже парусные регаты.
На гугл картах заметили рядом гору Шимерой высотой 2350 метров над уровнем моря, она примыкает к перевалу у подножия которого находится комплекс Кезеной-Ам. Мы заприметили ступеньки от берега наверх, планировали по ним взойти на перевал, а оттуда уже у до вершины Шимерой рукой подать. Но не прокатило))) оказалось, что ступеньки пока сделаны только на 1/3 пути (370 ступеней, каждый десяток отмечен номером), дальше подъем дикий и очень крутой, как минимум не хватало трекинговых палок, чтобы его штурмовать и мы спустились. Не сегодня, не сегодня...
Около полудня на машине выдвинулись к следующей локации.
Старинный город Хой - бывшее сторожевое селение-крепость. Жители давно покинули город, поэтому его называют мёртвым. На территории города сделан музей и можно было посмотреть развалины города. Сейчас там идёт масштабная реконструкция и музей закрыт. Но мы сделали вид, что не поняли этого и попытались сделать фото, чтобы не было заметно рабочих процессов реконструкции. Мне этот город напомнил самую популярную карту Counter Strike или города из игры Assassin.
Много в этом районе памятников старины. Среди них есть особенно знаменательные - Замок Аду-Сурхо. Собственно он и был нашей следующей локацией для посещения.
Есть древняя Чеченская легенда, в которой говорится о том, что однажды Хойские башни были врасплох захвачены врагом, на их пути встал замок Аду-Сурхо и его обитатели, которые отражали атаку за атакой неприятеля, а потом, изобразив с помощью вереницы факелов видимость весомого пополнения замка, заставили врага обратиться в бегство. Фото с места, где располагался этот замок. Пару зданий восстановили местные чабаны для своих нужд, остальное находится в руинах.
Далее мы выдвинулись в сторону Дагестана. Яндекс предложил ехать самой короткой по километражу дорогой.
Если когда-нибудь придётся ехать из Чечни в Дагестан, очень не рекомендую ехать дорогой Хой - Мажакой - Тунжи аул - Рахата, лучше в объезд. Мы просто ехали именно этим путем.
Это горная дорога и на легковом седане там ооооочень тяжело, да и на внедорожнике будет не просто. На лошади хорошо будет)))) честно сказать, эмоционально тяжело далась эта дорога, часть пути мы ехали в облаке, но мы справились, всё нормально.
Видео, конечно, не передаёт полностью реальной картины, но хорошо, что мой штурман нашла в себе силы это видео записывать, и на самом деле там очень красиво)))
В селе Рахата (Дагестан) заглянули на фабрику по производству бурок. Предприятие с богатой историей, пик его производительности приходится на времена СССР, сейчас без заказов тоже не сидят, продукция едет даже в Москву и Санкт-Петербург, правда зачем там бурки, я так и не понял))) Экскурсию по производству нам провел руководитель фабрики Магомед Камиль, спасибо ему большое)
Ещё в Рахате зашли на мельницу, где делают урбеч. Урбеч - это паста из перетертых орехов с сахаром, подаётся как десерт. Производство аутентичное - жернова приводятся в движение потоком горной реки. Урбеч очень вкусный.
Не купили, так как летим обратно без багажа, но нам потом пришлют.
День 4.
За 4 день вернулись из Дагестана в Чечню. Для пересечения границ республик выбрали уже другой путь - на 10 км длиннее, но по времени в 10 раз короче))) Финальной точкой на сегодня запланировали горнолыжный курорт Ведучи на юго-западе Чечни. Яндекс предлагал срезать через горы, но, полагаясь на вчерашний опыт, решили поехать максимально по асфальту, по пути был грейдер, но офроуда не было. Добравшись до северной части Чечни, мы проехали на запад и свернули на юг вдоль реки Аргун. Дорога проходит по аргунскому ущелью, пейзажи здесь несколько другие, чем на юго-востоке, я бы назвал их Лермонтовскими. По крайней мере именно такая природа мне запомнилась в Герое нашего времени - горы, поросшие смешанным лесом, бурные ручьи и местами появляющиеся луга. По пути заехали на Нихалойские водопады и к Ушкалойским башням. Ночуем в Ведучах, высота 1600 метров над уровнем моря (скрин немного врёт, так как даёт среднее значение между спутником и gprs сигналом, последний здесь слабоват)
Аргунское ущелье - одно из крупнейших по протяжённости на Северном Кавказе, образовано прорывом реки Аргун. Эти места необычайно красивы , в ущелье сохранилось множество памятников архитектуры. Также, в виду труднодоступности этих мест, здесь проходили тяжёлые бои как во время Кавказской войны, так и во время первой и второй Чеченских войн. На фото красота этих мест.
Нихалойские водопады находятся в районе села Нихалой. Представляют из себя каскад из нескольких водопадов - самый маленький порядка 2х метров, самый большой - 32 метра. Водопады проходят по красивому ущелью. Проход к ним идёт через туристическую базу с одноимённым названием, вход платный - 200 руб. с человека, но территория в ущелье является благоустроенной: установлены лестницы и переходы, везде есть урны, поддерживается чистота. Стоянка для машины возможна в 3х местах: 1 на пятачке перед въездом на турбазу - бесплатно; 2 стоянка через 100 метров от бесплатного пятачка за шлагбаумом турбазы - 300 руб. с машины; 3 стоянка находится через 10 метров от 2ой сразу за мостом через Аргун перед рестораном - 500 руб. с машины. Мы воспользовались вариантом 2. Наш совет - не платить и пользоваться стоянкой 1. Само место очень красивое, must have к посещению, за вход заплатить было не жалко.
Ушкалойские башни - древние сторожевые башни, располагаются в районе села Ушкалой. Их особенностью является расположение на берегу бурного Аргуна и и примыкание с тыльной стороны прямиком к отвесной скале. Обзор с башен выходит четко на дорогу, которая проходит вдоль противоположного берега Аргуна. Таким образом, дорога полностью контролировалась с башен и при этом их труднодоступность сводила к минимуму риск штурма без осадных орудий. В настоящее время это туристическое место: башни полностью восстановлены, наверху построен ресторан, также через ущелье перекинут подвесной мост над горной рекой и дорогой. Проход по мосту платный - 500 руб. Когда мы туда заезжали, дул ураганный ветер, поэтому в прогулке по мосту мне отказали. Место находится прямо на трассе, по пути куда-либо стоит остановиться. Ехать специально к этой достопримечательности, например, из Грозного, я бы не рекомендовал - не стоит того)))
Как и писал ранее, финальной точкой этого дня стал горнолыжный комплекс Ведучи. Там были 2 ночи, об этом уже в следующей статье.