Уважаемые родители! Мы продолжаем тему влияния интернета на мышление и поведение детей и подростков. В публикации обсудим способ, чтобы вас реально услышали, согласились, а не убегали подальше в цифровые миры.
Молодежь, в силу возрастных и психологических качеств, всегда была и будет радикальной, социально активной частью общества. Л.Д. Троцкий отмечал, что она является «барометром революции». Ее энергию умело задействуют и используют и организаторы масштабных гео политических процессов. И мелкие воришки, целью которых уговорить школьника написать номер банковской карты родителей и скинуть смс с кодом подтверждения транзакции. Чтобы опустошить чужой счет.
Защитная реакция на воспитательную систему
И в том и другой случае ребенок, пускай даже достаточно взрослый, не способен грамотно разобраться в заворушке, в которую попал. Особенно, когда участвуют все друзья, потому что, как правило, всей группой находятся в едином информационном пространстве.
Все эти достаточно разные ситуации объединяет один факт – не смотря на кажущуюся активность, тинейджер не является субъектом происходящего процесса. Он становится сначала объектом манипуляции, а потом жертвой. По сути, - средством для достижения чьих-то целей.
Физическая, вербальная, косвенная агрессия, накапливается с годами в виде обиды, чувства вины, подозрительности толкает личность защищаться. А дальше, достаточно небольшой манипуляции, давления на «больную мозоль», которых в этом возрасте так очень много, и личность становится неуправляемой. Точнее, человек просто действует не от разума, а от стремительно развивающихся эмоций, как цунами, обладающих огромной силой, которое способно крушить все на своем пути.
«Буду делать все, что хочу, главное – не так, как родители требуют! Общаться с кем хочу, добавляться в группы и ежедневно жевать, как жвачку, вредоносный контент».
Вот она, защита. А следовательно, эмоциональное состояние. Психологи называют это эмоциональной дисрегуляцией. Поэтому часто подростки даже пустяковые ситуации и требования воспринимают в штыки. А, если уж ситуация совсем напряженная, когда недовольство копится годами, то протестная активность проявляется очень бурно. И толкает личность к аффективным действиям.
Для нас, родителей, сын или дочь может и учиться, и выполнять другие активности. А вот свою цифровую жизнь закрыть полностью, не разделять с семьей. В этот период собственный внутренний мир – эта та главная собственность, которую тинейджер оберегает и всеми силами защищает от других.
Если дошкольник ревнует к своим игрушкам, не спешит с ними делиться, то подросток прямым текстом требует «не лезть ему в душу». К этому нужно относиться спокойно, своеволие, упрямство, негативизм, отрицательное отношение к требованиям взрослых является сущностью переходного возраста. Эти внутренние переживания пройдут, а личность выйдет на новый этап развития.
Но пока это произойдет, будут возникать все новые и новые ситуации, мы, родители, видим, как интернет влияет на поведение.
Это часто напоминает машину, которая на свей скорости летит без фар по серпантину. Вот в таком аффекте очень часто дети тусуются в интернете, бегут от трудностей и становятся жертвами.
Чтобы, как минимум, не вредить, нужно просто включить фары, открыто обсуждать маршруты движения, не скатываясь в вечное недовольство и агрессию.
Потому что, именно вечный негатив толкает в аварийное разрешение ситуации.
Другой случай, полное безразличие, когда нет сил, времени, желания, мотивации интересоваться тем, что происходит.
Решение простое – нужно просто наглядно показывать, как контент, какой-то блогер или игра перестраивает поведение.
Задача не обвинить и пригрозить, а наблюдать вместе.
И чтобы сам подросток увидел, что происходит (включил фары), и сам подкорректировал маршрут. Возможно, стал осторожней.
Главная фраза для родителей подростка, чтобы повлиять на поведение
Используйте простую фразу: «Ты согласен/-а, что интернет настолько сильно затягивает, что сложно переключаться на учебу?», «Что твое увлечение этой игрой влияет на снижение результатов?» Тут можно продумать бесконечно много вариантов под конкретную проблему. Самое главное, что подобные вопросы не подталкивают подростка, которому и так сложно справляться с эмоциями, в защитную реакцию.
У вашего ребенка есть сознание, просто оно еще развивается. А для этого нужно активно его задействовать. Он может просить от него отстать, не лезть в душу, отрицать все требования. Но сложно спорить с реальными фактами. Если вам удалось выйти на эту модель общения, то смысла как-то защищаться уже нет. Зачем? Если ребенок просто спокойно учится анализировать свои действия? И в разы возрастает вероятность того, что вас реально услышат.
Нам чаще всего сложнее всего признаться самим себе, что ситуация давно вышла из-под контроля. Обвинить родителей, учителей, государство, кого угодно, лишь бы спихнуть ответственность за бардак, который часто происходит по своей же вине. Особенно в ситуациях, касающихся действий в интернете.
Подросткам сложно вообще что-то объяснять, но показать на пальцах факты – это дать возможность своему ребенку самостоятельно проанализировать ситуацию, в которой он сейчас находится. И, если не поехать по своему маршруту со включенными фарами, то хотя бы остановить движение на свей скорости в очередную пропасть.
Ведь когда тебе, по-сути, никто не запрещает, тебе не нужно пытаться вырваться от требований взрослых, потому что ты считаешь себя уже достаточно развитым, чтобы решать самому.
А понимание ситуацию это ступенька, на которую нужно опереться, чтобы сделать не импульсивный, под властью эмоций, а более сознательный выбор. При этом личность не старается подладится под чужое мнение или требование, а использует собственную независимую систему оценивания. Которая имеет все шансы сложиться исключительно под влиянием значимых взрослых.