Найти в Дзене
Империалист

Гумилевщина как она есть.

Недавно, в разговоре о Сталине, у меня произошел такой диалог с одним из комментаторов: Комментатор: “Вы отстали от жизни термины бифуркация, аттрактор это из нового научного направления - историческая синергетика, которая как раз и изучает общие принципы и механизмы самоорганизации, присущие как живым, так и не живым формам материи. Основоположники Пригожин и Хакен! Историческая синергетика рассматривает исторический процесс как цепочку точек бифуркации - хаоса и детерминированных участков - траекторий -аттракторов!”. Мой ответ: “Являясь к.т.н, который защищался ещё тогда, когда степени чего-то значили, я могу заявить, что “базовые законы природы” я принимаю вполне. Я не принимаю их дилетантского приложения к духовным сферам бытия. И утверждаю, что оно не так безобидно, как кажется, а работает на повышение энтропии системы под названием “человечество”; повышает в нем хаос и беспорядок”. И этот обмен мнениями напомнил мне те соображения, которые я изложил в брошюре “Гумилевщина как она

Недавно, в разговоре о Сталине, у меня произошел такой диалог с одним из комментаторов:

Комментатор: “Вы отстали от жизни термины бифуркация, аттрактор это из нового научного направления - историческая синергетика, которая как раз и изучает общие принципы и механизмы самоорганизации, присущие как живым, так и не живым формам материи. Основоположники Пригожин и Хакен!

Историческая синергетика рассматривает исторический процесс как цепочку точек бифуркации - хаоса и детерминированных участков - траекторий -аттракторов!”.

Мой ответ: “Являясь к.т.н, который защищался ещё тогда, когда степени чего-то значили, я могу заявить, что “базовые законы природы” я принимаю вполне. Я не принимаю их дилетантского приложения к духовным сферам бытия. И утверждаю, что оно не так безобидно, как кажется, а работает на повышение энтропии системы под названием “человечество”; повышает в нем хаос и беспорядок”.

И этот обмен мнениями напомнил мне те соображения, которые я изложил в брошюре “Гумилевщина как она есть”, изданной в 2007г. Ниже я публикую некоторые фрагменты этой брошюры.

Лев Николаевич Гумилёв.
Лев Николаевич Гумилёв.

“Фундаментальным” достижением дважды доктора наук Л. Гумилева является его теория пассионарности. Во всяком случае, этой теории посвящена одна из его итоговых книг “Этногенез и биосфера Земли”.

В сборнике докладов юбилейной конференции, посвященной девяностолетию со дня рождения Л.Н. Гумилева, читаем:

Можно выделить три основных и взаимосвязанных аспекта в творчестве Л. Н. Гумилева: теория этногенеза, евразийская идея и пассионарность. Он вводит понятие эносферы, которая представляет собой часть биосферы и ноосферы, по В. И. Вернадскому. Пассионарность — сложная матери. Через неё Лев Николаевич хотел показать влияние Космоса (обязательно с большой буквы, как бы придавая ему характер одушевленности. Империалист), “солнечного ветра” на энергетику функционирования и развития этносферы” (Л. А. Вербицкая).

Пассионарная теория этногенеза Гумилева органично встраивается в теоретическую систему ноосферизма, она становится новым этапом развития “вернадской революции” (по Н. Полунину и Ж. Грюневальду) и соответственно учения о ноосфере В. И. Вернадского. Происходит Великий Синтез учения о ноосфере (ноосферогенезе) В. И. Вернадского и учения об этногенезе (этносфере) Л. Н. Гумилева” (А. И. Суберто).

В вот и возвышенное высказывание, написанное почти белым стихом:

Он творил Человеческую Пассионарию, оставаясь сам исключительно Пассионарной Личностью Ученого, Мыслителя, замечательным Человеком — Гуманистом. “(В. Т. Пуляев).

Его концепция “пассионарности” не принадлежит к какой-то конкретной области научного знания, она также на относится к затасканному понятию “стыка наук”. Теория Гумилева находится над многими конкретными науками, это — одно из счастливых озарений общечеловеческой мысли.” (В.Н. Красильников).

Лев Николаевич Гумилев сумел соединить свою теорию этногенеза с ноосферным учением Вернадского, которого он почитал как гения. Его учение этногенеза — несомненно, значительный вклад в этот процесс самопознания человечества пр пути к ноосфере будущего — ноосфере XXI XXII веков.” (А. И. Субетто). (Догадались, дорогие читатели, — то дерьмо в котором живет ныне человечество и РФ в том числе,— это и есть та блистательная “ноосфера”, которую нам пророчили такие ученые умы, как Вернадский и Гумилев. Церковное писание как-то реалистичнее; оно учит, что с “хвостом годов” все будет плохеть: и люди, и природа. Почему так? Потому, что “по причине умножения беззакония, во многих оскудеет любовь.” (Мф. 24:12). Империалист).

В этом восторженно-хвалебном хоре одиноко прозвучало достаточно трезвое выступление М. Ю. Елсукова:

Однако, следует заметить, что идея пассионарности пока не приобрела достаточно внятного физического объяснения. Эту энергию на сегодня невозможно измерить или как-то повлиять на её действие. Отсюда возникает недоверие к геополитическим построениям, сформулированным на этой основе”.

Елсуков вынужден проявлять корректность, но мог бы высказаться жестче — наука начинается с измерений — нет измерений, нет науки.

Вероятно в научной среде существует и оппозиция гумилевским новациям, однако, ученые критически воспринимающие творчество Л. Гумилева, по-видимому, не имеют досуга или желания посещать юбилейные конференции с их специфической атмосферой хвалебной невоздержанности. В докладе Л. И. Сучаковой читаем: “В то же время ученый мир ещё очень осторожно относится, а то и вообще не признаёт учение Л. Н. Гумилева о происхождении этноса и пассионарности. Так известный и уважаемый петербургский философ Брагинский В. П., критикуя теорию Гумилева, называет её наивной концепцией и обвиняет ученого в “натурализации” этноса. Брагинский отстаивает специфичность фундаментальных естественнонаучных понятий, таких как энергия, сила, напряжение, поле и так далее — только для собственно физических природных явлений”.

После обширного цитирования материалов юбилейной конференции, по-видимому, нет необходимости в дальнейшем обосновании того факта, что Л.Н. Гумилев со своей гипотезой “этногенеза-пассионарности” вторгся в круг наук, объединяемых термином “естествознание”.

“Мы — инженеры” любил говаривать Государь Николай Павлович. Вторжение Л. Н. Гумилева в область прямого естествознания дает повод и нам инженерам высказаться по поводу его творчества.

(Продолжение следует).