Вместе с нашими методистами мы задумали серию статей непосредственно о самом преподавании. Ведь они сами были по ту (или эту? 😊) сторону баррикад и прекрасно понимают все трудности и проблемы, с которыми может столкнуться учитель на своем пути. Первый материал в этой серии мы решили посвятить особенностям работы со взрослыми. Наверняка у многих из вас есть взрослые учащиеся, которые по тем или иным причинам хотят освоить новый язык. Что они из себя представляют, что нам важно знать и понимать, чтобы помочь им преуспеть?
Ситуация приобретает более чёткие очертания, если «примерить роль студента» на себя. Вспомните, чему вы сравнительно недавно учились или представьте, что вы изучаете какой-то новый для себя предмет с нуля. Как вы себя чувствуете в новом для вас материале? Как вы оцениваете свой эмоциональный настрой и успех в группе таких же взрослых людей, которые учатся вместе с вами?
Итак, какие они (мы), взрослые студенты?
Взрослые учащиеся отличаются рядом особенностей:
☑️ Они приходят в класс с багажом жизненного опыта и впечатлений, что позволяет преподавателям использовать широкий спектр материалов, тем и типов заданий.
☑️ У них есть ожидания от процесса обучения и свой собственный набор моделей обучения.
☑️ Взрослые значительно лучше понимают, зачем учатся и что хотят от этого получить, нежели дети и подростки. Специалисты знают, что мотивация - важнейший фактор успешного обучения, и знание того, чего взрослые студенты хотят достичь, - значительная составляющая этого процесса. Многие взрослые могут оставаться мотивированными даже в ситуации, когда ощутимые результаты ожидаются в относительно долгосрочной перспективе.
☑️ Они способны к абстрактному мышлению. Это говорит о том, что, во-первых, они понимают, в отличие от детей младшего школьного возраста, например, суть грамматических правил и необходимость теории в процессе обучения. Во-вторых, мы не должны переусердствовать с использованием развлекательных форматов (например, игр и песен).
☑️ Взрослые, как правило, более дисциплинированы, чем другие возрастные группы, и, что очень важно, их не смущает неизбежная рутина в учебе.
Однако взрослые, несмотря на весь этот позитив, никогда не бывают абсолютно беспроблемными «учениками», и у них есть ряд особенностей, которые иногда могут сделать обучение и преподавание проблематичным.
✅ Они могут критически относиться к методам обучения. Их предыдущий опыт обучения может предрасполагать к определенному методологическому стилю, поэтому им некомфортно работать с незнакомыми моделями преподавания. И наоборот, они могут враждебно относиться к определенным видам преподавания, с которыми они сталкивались ранее на своем опыте.
✅ Возможно, они пережили неудачу или критику в школе, что вызывает у них тревогу и неуверенность при изучении языка.
❗️ Советуем обратить внимание на пособия по методике преподавания английского языка, в которых учтены особенности работы со взрослыми - все эти пособия есть в наличии в Deltabook.ru:
Список предлагаемых пособий со ссылками:
☆︎ Teaching Adult English Language Learners: A Practical Introduction
☆︎ The Cambridge Guide to Learning English as a Second Language
☆︎ Task-Based Language Teaching. Theory and Practice
☆︎ Learning Teaching (Third Edition)
☆︎ Scott Thornbury's 30 Language Teaching Methods. Cambridge Handbooks for Language Teachers
Как преподаватели взрослых мы должны признать необходимость минимизировать негативные последствия прошлого опыта обучения. Что можно предпринять?
☑️ Можно уменьшить страх перед неудачей, предлагая студентам выполнимые задания и уделяя особое внимание правильному уровню сложности упражнений.
☑️ Важно прислушиваться к мнению студентов и при необходимости адаптировать наши действия в соответствии с их учебными интересами. Мы с вами учитываем все эти факторы, понимая, что наши студенты часто будут готовы заниматься дольше, чем, например, младшие школьники.
☑️ Мы не только вовлекаем своих студентов в более косвенное обучение через чтение, аудирование, коммуникативную речь и письмо, но и поощряем обращение к своему жизненному опыту в процессе освоения языка и осознанный подход к нему.
Как и школьники, взрослые студенты обладают разными особенностями и способностями, разными стилями восприятия и это требует от нас индивидуального подхода.
Про мотивацию и варианты, как извлечь максимум пользы из аудиторных занятий и домашней работы, читайте во второй части нашей статьи.